Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Бумажный локаут

Кризис с поставками финской бумаги из-за забастовки рабочих начал сказываться на российском медиарынке. Вчера некоторые еженедельники вышли на бумаге более низкого качества, чем обычно. Издатели ожидали серьезных проблем и из-за объявленной 31 мая забастовки финских пограничников, однако на рынке этот факт практически не сказался. А вот «бумажный кризис» грозит затянуться до конца месяца.

Забастовка рабочих финских целлюлозно-бумажных комбинатов началась 18 мая. Уже тогда издатели прогнозировали кризис на рынке - почти все российские глянцевые журналы печатаются на финской бумаге из-за того, что в России бумагу необходимого качества не производят. Кризис обещал затронуть не только российских издателей - по оценке гендиректора типографии «Алмаз-Пресс» Евгения Окуна, на Финляндию приходится до 60% мирового рынка мелованной бумаги.

Проблем издатели ожидали и от забастовки финских пограничников, которая началась 31 мая. По разным оценкам, в Финляндии печатается 30–50% российских глянцевых журналов, эксперты опасались, что тиражи опоздают к моменту выхода. К тому же забастовали и шведские производители бумаги, говорит директор по печати ИД «Коммерсантъ» Александр Плотников.

Вчера часть этих опасений подтвердилась. Ни один тираж не опоздал, однако некоторые еженедельники вышли на бумаге более низкого качества, чем обычно. «Финская бумага не грузится ни на внутренний рынок, ни в Россию. Что будет на следующей неделе, пока неясно, все ищут бумагу»,- говорит Александр Плотников.

А с доставкой, по словам Плотникова, никаких проблем не возникло - «машины пришли даже раньше». «Бастуют же не таможенники, а пограничники, так что грузы проходят вовремя»,- поясняет директор по экспорту ScanWeb (крупная финская типография) Вадим Коидзе.

Российские типографии, предупрежденные о забастовке заранее, пытались запастись бумагой. Но эти запасы уже подходят к концу. Исполнительный директор Содружества бумажных оптовиков Ольга Широкова говорит, что на российских складах еще есть остатки финской бумаги, но уже сейчас поставщики пытаются переориентироваться на другие страны. «Большая часть поставок идет из Германии, Бельгии и Швеции, но от этого дорожает логистика»,- отмечает она.

«У нас был двухмесячный запас бумаги, а программу по поставкам „перекинули” на другие страны - во Францию и в Германию»,- говорит замгендиректора типографии «Пушкинская площадь» Андрей Сулейков. По его словам, удорожание логистики, связанное с переносом контрактов, типографии принимают на себя. «Сама бизнес-модель предполагала наличие определенных рисков, связанных с импортом, и мы убрали ее от издателя, разница - в пределах 1–2%»,- утверждает он.

Забастовка продлится минимум до конца месяца - в воскресенье совещание примирительной комиссии было безрезультатным. По мнению Евгения Окуна, это приведет к значительному увеличению стоимости бумаги, из-за этого «маржинальные проекты могут быть приостановлены или закрыты, а у более крупных могут начать падать тиражи».

Ущерб издатели смогут оценить только к началу июля. «Сейчас он косвенный - например, ущерб от номера, вышедшего на бумаге качеством ниже обычного»,- говорит один из участников рынка. По мнению Евгения Окуна, единственный выход из ситуации - отмена НДС на ввоз бумаги. «Тогда мы сможем снизить цены»,- обещает он.

«Россия не дешевле»

О работе российских типографий в условиях локаута целлюлозно-бумажных предприятий Финляндии обозревателю «Бизнеса» Марине Носкович рассказал гендиректор одной из крупнейших московских типографий «Алмаз-Пресс» Евгений Окун.

- Сколько вы потеряли из-за забастовок в Финляндии?
- Пока сказать сложно. Мы закупали бумагу, но создать большие стоки не получилось: финские предприятия и так работали на пределе. Одновременно вели переговоры с другими поставщиками. Поэтому серьезного сбоя в поставках бумаги не произошло, но ее стоимость серьезно возросла. Сейчас мы частично живем старыми запасами, но новые контракты обходятся дороже на 5–15%.

- Что будет, если забастовка продолжится?
- Международным бумажным финским компаниям, таким как SAPPI, Stora Enso, придется ввозить бумагу из Северной Америки, Австралии и Африки. Это не так страшно с финансовой точки зрения, но срок доставки резко увеличится - уже сейчас приходится заказывать бумагу за 30 дней, если возить морем, это еще в несколько раз дольше.

- Когда вслед за производителями бумаги забастовку объявили финские пограничники, кому пришлось сложнее, финским или российским типографиям?
- У финских типографий особых запасов бумаги не было: они привыкли, что бумагу им доставляют в течение двух-трех дней. А мы закупаем бумагу чуть ли не на месяц вперед, и это наша проблема: на бумагу уходит большая часть оборотного капитала. Сложности с границей оказались серьезным ударом для тех, кто печатается в Финляндии - это больше половины всех российских глянцевых изданий. Особенно ситуация коснулась еженедельников - для них крайне важны сроки поставок. Если вы попадаете на прилавок на день позже, то более 20% тиража вы фактически выбросили. А ваш конкурент, который печатается в России, выходит вовремя. Мы давно уговариваем еженедельники печататься в России.

- Но в России печать дороже, чем в Финляндии.
- Не уверен. Россия не дешевле, но и не дороже. Axel Springer, например, печатает Newsweek в России с первого дня выхода, а они очень внимательно относятся к каждой копейке. Частично печать за границей связана с давно сложившимися отношениями, частично - с тем, что в России не хватает мощностей.

- Но у нас есть НДС на бумагу. За счет этого цены на печать в России просто не могут быть ниже.
- Мы конкурируем с финнами и словаками, и давать цены намного выше просто не можем. Мы вынуждены опускать цены, работая или на нулевой прибыли, или на очень низкой. То, что больше половины изданий печатается за границей,- ненормально. Если бы не было налоговых пошлин на бумагу, цены были бы значительно ниже и спрос рос бы быстрее. И прибыльность росла бы как у нас, так и у издателей. Получается заколдованный круг: печатаются в России очень немногие, спрос на мелованную бумагу по сравнению с Европой относительно небольшой. Поэтому российские ЦБК не видят смысла вкладываться в дорогостоящее оборудование.

МАРИНА НОСКОВИЧ
Источник: газета

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте