Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Бизнес на поиске

Практически каждый пользователь, начинает свой интернет-день со страницы поисковой машины. Так что каждый день на такие ресурсы приходят миллионы человек. Владельцы поисковиков быстро сориентировались и начали активно зарабатывать на баннерах и контекстной рекламе. Объем их доходов - миллиарды долларов в год. В России на «контексте» зарабатывают во много раз меньше. Однако ведущие игроки рынка уже объявили контекстную рекламу самым перспективным направлением интернет-бизнеса.

Контекстная реклама - это размещение объявлений на первых страницах результатов поиска в поисковых системах типа Google, Yahoo!, Overture, «Яндекс», «Рамблер». То или иное объявление появляется в зависимости от того, какие ключевые слова выбраны владельцем сайта. Реклама транслируется всякий раз, когда пользователь набирает в строке поиска «купленное» ключевое слово. Объем рынка контекстной рекламы оценивается примерно в $4–5 млрд, а в этом году, по прогнозам аналитиков, он достигнет $8 млрд. Больше всего зарабатывает Google - он «контролирует» около трети этого рынка. Российским поисковикам до баснословных доходов своих западных собратьев пока далеко - пользователей существенно меньше, да и языковой барьер не позволяет распространиться далеко за пределы страны. «По нашим оценкам, поисковой рекламы в Рунете к концу 2004 года было продано на $17–18 млн, из них $12,75 млн - это доходы „Яндекса”,- утверждает руководитель пресс-службы „Яндекса” Михаил Ушаков,- и это не считая медийной баннерной рекламы, от которой поисковые системы также имеют хороший доход». По мнению специалистов, именно контекстная реклама постепенно становится главным источником дохода поисковых систем, несмотря на то что в прошлом году баннерной рекламы все же было продано на $10 млн больше. «Раньше, на этапе становления Сети, считалось, что основой продаж интернет-ресурсов будет служить баннерная реклама, сейчас это не так»,- считает Михаил Ушаков. Так по данным самого «Яндекса», 75% доходов принесла компании именно контекстная реклама, 20% - медийная (баннерная) и 5% - платные сервисы. Всего в прошлом году «Яндекс» заработал $17 млн, а его главный конкурент «Рамблер» - $12 млн. Вообще эксперты считают размещение рекламы в результатах поиска одними из наиболее перспективных направлений интернет-бизнеса. «Об этом свидетельствует как западный, так и российский опыт,- говорит исполнительный директор контекстного „поисковика” „Бегун” Алексей Басов,- я уверен, что в ближайший год-полтора доходы от контекстной рекламы в результатах поиска перевесят доходы от медийной рекламы». По его словам, сейчас основной прирост рекламодателей идет за счет малого и среднего бизнеса, который прежде всего осваивает недорогие рекламные методы. «Если основные финансовые потоки генерируют две столицы, то по динамике роста регионы их существенно опережают,- утверждает Алексей Басов,- мы это хорошо видим по увеличению оборотов региональной дилерской сети». Об этом же говорят и в российском поисковом и почтовом сервисе Mail.ru. «Рынок поисковой рекламы активно растет, и у него очень хорошие перспективы»,- говорит вице-президент и директор по маркетингу холдинга Mail.ru Анна Артамонова.

Приключения иностранцев в России

Внушительные финансовые результаты российских поисковых систем могут, по мнению экспертов, привлечь известных западных игроков это рынка. «Де-факто они уже присутствуют на российском рынке. Например, довольно существенный процент русских пользователей и сейчас пользуются Google,- сообщает Анна Артамонова,- но скоро стоит ждать и открытия в России их офисов и представительств». Уже сегодня с помощью Google «ищут» примерно 12% интернет-активных россиян. И это серьезно превышает долю других, «исконно российских» поисковиков. Поисковая доля Mail.ru составляет сегодня около 5%, а доля Aport.ru и того меньше - всего 2%. После покупки Aport компанией Golden Telecom мощный поисковик заглох и превратился в одну из обычных информационных площадок с функцией поиска.

Таким образом, на российском рынке сегодня три основных игрока: «Яндекс» с 51%, «Рамблер» - с 25% и иностранец Google. Из других потенциально опасных «соседей» - относительно новый MSN Search от Microsoft. Первоначально этот поисковик работал на технологии Yahoo, но в ноябре прошлого года MSN Search был переведен на собственный «движок» Microsoft. Правда, российский рынок от агрессии MSN до поры до времени застрахован. «Наша аудитория все-таки больше ориентирована на российские поисковики, даже у Google небольшая популярность - считает аналитик J’son&Partners Борис Овчинников,- что уже говорить об MSN, доля которого в России не превышает 1%». Кроме того, его алгоритм до сих пор толком не поддерживает русский язык. Так что поисковые «маневры» Microsoft пока явно нацелены на американских пользователей и против главного конкурента на этом рынке - Google. С другой стороны, игрокам рынка не стоит забывать историю с выживанием Netscape с рынка браузеров. И тот факт, что поисковик от Microsoft встраивается в «самую народную операционку» Windows.

Российские поисковики конкуренции «западников» не боятся. «Наша стратегия достаточно агрессивна, экспансивна, и учитывает, что со временем на рынок начнут выходить западные игроки,- сказал „Бизнесу” Алексей Басов из „Бегуна”,- мы хорошо понимаем, как с ними сотрудничать и как эффективно конкурировать, если понадобится». В Mail.ru иностранных конкурентов тоже не опасаются, но по другой причине. Не секрет, что поиск для них - не самый главный сервис. «Бизнес Mail.Ru в меньшей степени, нежели бизнес наших конкурентов, зависит от поискового сервиса,- говорит Анна Артамонова,- соответственно нас угроза из-за границы пугает меньше всего». В «Яндексе» считают приход заморских поисковиков в Россию процессом закономерным. «В общем это уже произошло: у Google уже есть русский интерфейс на поиске и ряде других сервисов, а Yahoo! не так давно русифицировала свою почту,- сообщает Михаил Ушаков,- при этом также можно обратить внимание на то, что Google занимает не более 15% от доли поискового трафика Рунета, а влияние Yahoo! на русскоязычную аудиторию пока незаметно». По его мнению, причина в том, что российские поисковые системы «лучше и ближе знают язык сайтов, которые индексируют», а также специфику Рунета и информационные потоки.

Побочный бизнес

Поисковые системы уже давно не ограничиваются одним лишь поиском. Их стало модно снабжать массой дополнительных сервисов. Сегодня главная страница любого поисковика под завязку нагружена бесплатной почтой, чатами, открытками, играми и другими доходными допуслугами. Даже если сервис формально бесплатен, поисковики с лихвой возвращают расходы, продавая на «халявных» страницах баннеры размером с половину десктопа. Попробуйте зайти на бесплатную почту Mail.ru. и вы сразу поймете, о чем идет речь - перед вами предстанут как минимум три таких «красавца», не только тормозящих работу компьютера, но и пожирающих драгоценный трафик. В этом «российские искатели» даже обошли своих западных коллег. Такого количества баннеров нет ни в бесплатной почте Gmail от Google, ни на сервисных страницах Yahoo! или AltaVista. «Для Mail.ru главными всегда были и будут коммуникационные сервисы - почта, знакомства, фото и инстант-мессенджер Mail.Ru Agent. В «Яндексе» дополнительнымм сервисами, как известно, тоже не брезгуют и вскоре представят несколько новых проектов. Не все проекты разрабатываются самостоятельно. Так в игровом онлайн-проекте «Сфера», помимо «Яндекса» приняли участие еще две компании - разработчики игр «Никита» и 1С. По словам генерального директора «Яндекса» Аркадия Воложа, когда начинали «Сферу», было неясно, окупится этот проект или нет, и в первый месяц продажи были так себе. «Теперь с игрой больше ничего не происходит, она давно окупилась, а ресурсов на нее почти не тратится»,- говорит он. В «Яндексе» также не скрывают, что бесплатные сервисы приносят определенный доход. Просто пользователи платят не деньгами, а просмотром рекламы. Реальные же деньги приносят рекламодатели. «Аудитория интернета платежеспособна, но система микроплатежей еще плохо развита,- сетует Аркадий Волож,- когда биллинг в интернете будет такой же простой, как в мобильном телефоне, тогда все будет хорошо, и мы даже будем предоставлять сервисы по требованию».

АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
Источник: газета

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте