Почему ФАС преследует красивых девушек
- 12 мая 2005 года 08:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Иногда, когда жизнь особенно тяжела (например, как сейчас у множества россиян), некоторые из них склонны ортодоксально придерживаться формальных социальных канонов, которые, возможно, уже не столь актуальны, как когда-то ранее.
При этом оказывается, что шуток совсем не понимают не только отдельные личности, но и более крупные социальные образования – так называемые общественные институты.
На днях Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) пополнила эти стройные ряды, оштрафовав на 40 тыс. рублей компанию «Чейл Коммьюникейшнз Рус» за «ненадлежащую рекламу» телефона Samsung X 460.
Наверное, многие помнят рекламный ролик, в котором несколько симпатичных и стильных девиц, искоса и оценивающе взглядывая друг на друга, ожидают открытия кастинга на съемки рекламного клипа с упомянутым аппаратом. Во всяком случае, так можно интерпретировать начало clip`a.
Затем, когда предполагаемое жюри конкурса, наконец, объявляет его начало, девчонки со всех ног бросаются к заветной двери… Возникает небольшая свалка, кто-то рассыпает бусы, кто-то запинается, крики, визги, кому-то даже достается сумочкой по голове. И в результате даже самую симпатичную (или ловкую) девушку, конкурентки за волосы, но аккуратно вытаскивают за дверь.
Впрочем, никто не пострадал, все продолжают улыбаться. Обычная реальная ситуация конкуренции за общественный но ограниченный ресурс (вспомним ситуации свалок при распродажах или в метро).
К тому же зрителю понятно, что рекламную потасовку не сравнить с обычным фаталистическим уличным стуком головами о грязный асфальт, а девушки, похаживающие на кастинги, не будут бить друг друга до крови, дабы не испортить внешность – ведь в этом случае неделю-две невозможно будет продолжать этот привлекательный образ жизни.
Но 4 мая 2005 года Комиссия ФАС интерпретировала невинные намеки авторов клипа на глубокое понимание человеческой психологии и их попутное желание продать побольше корейских телефонов по-своему. Комиссия нашла, что в рекламном произведении показаны «девушки, дерущиеся за право пройти кастинг на фотосессию с указанным телефоном».
Кроме того, в сообщении пресс-службы ФАС указано, что в ролике «реалистично показываются сцены драки, иногда достаточно жестокие, и моделируется стиль поведения, используемый для достижения цели, предполагающий использование крайне жестоких и агрессивных средств в межличностных отношениях [выд.ред.]».
Справка: пункт 1 статьи 8 Федерального закона «О рекламе»: не допускается неэтичная реклама, содержащая зрительную информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных образов в отношении различных убеждений физических лиц.
На этой почве комиссия рассмотрела дело, возбужденное по факту распространения данной рекламы и признала указанную рекламу «ненадлежащей, поскольку она противоречит требованиям пункта 6 статьи 5 и второго абзаца пункта 1 статьи 8 Закона «О рекламе».
Этот вердикт приговорил рекламопроизводителя данной рекламы - Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Чейл Коммьюникейшнз Рус» к 40 000 рублей штрафа (в размере 400 МРОТ).
Но не все вещи в мире те, чем они кажутся. Говорят, что даже скорее наоборот – все вещи не те, чем они кажутся с первого взгляда. Ведь экспертная оценка данного произведения (которое, кстати сказать, как рекламное сообщение, имеет как маркетинговый, так и художественный аспекты) - это лишь субъективная оценка.
К тому же интерпретации могут быть разными – как известно, художественные шедевры просто должны обладать потенциальной информативностью, а маркетинговый аспект, кажется, не несет никаких призывов к насилию, разве что в области выбора модели мобильника.
Кому-то даже может понравиться этот стеб по поводу прогрессирующего скудоумия скучающих домохозяек потребительского общества и узости их социальных ожиданий, навеянных всей парадигмой нашего бытия и, в частности, обманчивым очарованием «блистающего мира cast-reality».
Но ФАС приняла постановление не с «бухты-барахты», а предварительно проконсультировавшись с компетентными людьми. Пресс-служба ФАС напоминает, что ранее, 10 марта 2005 года, данная реклама была предметом рассмотрения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе (консультативно-совещательный орган).
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.
Эксперты, отметив, что в указанном рекламном ролике присутствует пропаганда агрессии в качестве манеры поведения, и признали, что данный рекламный ролик побуждает к агрессии и нарушает нормы этики. Они рекомендовали ФАС России возбудить дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Таким образом, то ли эротично горящие глаза женщин, стремящихся превзойти соперниц в напряженной борьбе на пути к заветной цели, то ли завуалированная ирония в адрес бездумных манекенов общества «глобалистического потребления» инициировала тревожный сигнал, так или иначе, штраф был выписан.
Правда, в наше время 40 тысяч рублей в сравнении с ценами на ролики и телевизионное время – это, что называется, «мягко пожурили». Наверное, под строгими мундирами (заметьте, мы не сказали – «под рясами») все же стучат горячие сердца.
К тому же ФАС делает и полезные дела – например, не допускает рекламы незарегистрированных препаратов и оборудования, которые потенциально могут представлять опасность не только для психического, но и для физического здоровья человека.
Справка: первый абзац пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О рекламе»: реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на производство и (или) реализацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается.
Так, 4 мая та же комиссия признала ненадлежащей телевизионную рекламу аппарата «Detox Spa» в качестве медицинского изделия без соответствующего регистрационного удостоверения, являющегося разрешительным документом на производство и реализацию данного аппарата, сообщает пресс-служба ФАС.
Решением Комиссии реклама была признана ненадлежащей, поскольку в ней допущено нарушение первого абзаца пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О рекламе», пишет пресс-служба ФАС, а телеканалам выданы предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, ФАС – этот активный «щит», защищает потребителя от всякой недобросовестности. Только хотелось бы, чтобы этот щит не перекрывал поле зрения, и не старался вдобавок защитить нас от «неблагопристойности» или не дай бог, от всяческого «неблагонравия».
Александр Юсипов, отдел экономики и финансов
Источник: