Российские издатели и операторы «наружки» стремятся на Украину
- 22 апреля 2005 года 08:05
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
В ближайшее время на Украине могут начать выходить сразу две крупные российские деловые газеты: «Коммерсантъ» и «Ведомости». О намерении начать работу на этом рынке заявил крупнейший российский оператор наружной рекламы News Outdoor. Эксперты медиарынка объясняют стремление на Украину быстрым ростом рынка, однако отмечают его слишком маленький по российским меркам объем. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, объем украинского рекламного рынка в 2004 году вырос на 36%. Однако в абсолютном выражении этот рынок все еще сравнительно мал - $571 млн (в России - $3,5 млрд).
«Украинский рынок очень привлекателен для россиян: это почти Европа, и для русских предпринимателей, у которых есть желание инвестировать, сокращая страновые риски, это идеальное место»,- считает первый вице-президент концерна «Система массмедиа» (владеет рекламным агентством «Максима-Киев») Сергей Ключенков.
Сейчас на Украине представлено лишь одно российское деловое издание - «Эксперт». Cosmopolitan, «Караван историй», Elle и Maxim издаются по лицензии. Причина невнимания издателей к Украине - в том, что до недавнего времени они активно осваивали российский рынок, потом экспансия законсервировалась из-за выборов.
После выборов российские медийщики устремились на Украину. Первой ласточкой стал ИД «Коммерсантъ». «Мы были потенциально готовы и раньше обсуждать этот проект, но не хотели попадать в период предвыборной лихорадки,- говорит коммерческий директор ИД „Коммерсантъ” Павел Филенков.- Там 50 млн русскоговорящих - жалко их упускать».
В 2000 году ИД уже пытался выйти на украинский рынок, выпуская «Коммерсантъ-Украина» с небольшим количеством украинских материалов. Правда, уже в 2001 году проект был закрыт. «Местная редакция ставила материалы, которые не соответствовали редакционной политике, но решения, кроме закрытия проекта, нам найти не удалось»,- говорит Филенков.
Украинский «Коммерсантъ» начнет выходить в июне тиражом 8 тыс. экземпляров. По словам Филенкова, интерес к проекту уже проявили не только местные, но и российские рекламодатели. Одновременно к рынку присматриваются и конкуренты «Коммерсанта». По данным источников «Бизнеса», местный рынок сейчас активно изучает ИД Independent Media, который собирается издавать там «Ведомости». «Мы серьезно изучаем этот рынок, выход на него вполне вероятен, но пока говорить о конкретных сроках рано. Рынок интересный - очень динамичный, и там недостаточно качественных бизнес-изданий»,- говорит член совета директоров ИД Михаил Дубик.
Издатели ориентируются больше на перспективу - объем рекламы в украинской прессе в прошлом году составил всего $81 млн (в российской - $1,2 млрд). «Журналов на Украине очень много, но система дистрибуции практически отсутствует, что ограничивает развитие издательских проектов»,- поясняет Сергей Ключенков. По его информации, помимо Independent Media, к украинскому рынку присматривается и «Афиша Индастриз».
Еще один чрезвычайно интересный для российских компаний сегмент - наружная реклама. По оценке Всеукраинской рекламной коалиции, в 2004 году украинский рынок «наружки» составил $86 млн. Зато, по словам Сергея Ключенкова, загрузка рекламных площадей, по крайней мере в Киеве, достигает 90% в год. «Об этом российским операторам можно только мечтать»,- говорит он.
Сейчас на рынке российских игроков нет - по словам директора украинской компании Door’s Consulting Сергея Смоляра, крупных инвесторов останавливал слишком маленький объем рынка: «Кроме того, российские компании настороженно встречали и украинские бизнес-структуры, и власть». Гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин считает, что основная причина отсутствия интереса к Украине со стороны российских компаний - недостаточное развитие российского рынка. «Главные игроки не представлены в основных российских городах, так что на Украину идти рановато, хотя рынок интересный»,- говорит он.
Тем не менее выход на рынок первого российского игрока - News Outdoor - ожидается уже в этом году. Компания перенесла начало активной работы на Украине из-за затянувшейся предвыборной кампании, но, по словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, приход компании на украинский рынок в этом году точно состоится. На это пойдет часть рекордного кредита в $130 млн, недавно полученного News Outdoor у ЕБРР.
Украинские компании опасаются прихода российских конкурентов. «На Украине около 400 операторов, некоторые владеют двумя щитами, некоторые - тысячей. News - сильный и жестко ведущий бизнес конкурент - заставит или шевелиться, или терять бизнес. Этого никому не хочется»,- считает Сергей Смоляр из Door’s Consulting.
ПЕТР МИРОНЕНКО
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ
Источник: газета