Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Украинцы столкнулись с россиянами

По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в первом квартале этого года производство крепкого алкоголя в России упало на 12%. В НАА объясняют спад в отечественной водочной отрасли агрессивной политикой импортеров крепкого алкоголя, в первую очередь производителей с Украины. Сами украинцы несколько удивлены подобными выпадами в свой адрес, аргументируя тем, что сама НАА обозначила их рыночную долю в 2004 г. в 2%. Опрошенные RBC daily российские производители считают, что проблема на деле гораздо шире, и корни ее гнездятся в непобедимой административной системе. По всей видимости, ситуация в водочной отрасли достаточно банальна: для восстановления status quo необходимо препятствовать росту «серого» рынка, а стало быть, нужны серьезные изменения в законодательстве. В такой ситуации гораздо проще найти крайнего и обвинить его во всех бедах, а не решать проблему в корне.

Украинские производители крепкого алкоголя после распада Советского Союза пытались закрепиться на российском рынке. В 1997 г. украинские водочники были вытеснены с рынка после значительного ужесточения законов об импорте алкоголя. Потом первый украинский производитель – компания Nemiroff – появился на российском рынке лишь в конце 2000 г., затем небольшими партиями стала поставляться продукция другого крупного игрока соседней страны – компании «Союз-Виктан». В последнее время украинские компании активизировались на российском рынке. Некоторые из них, например «Союз-Виктан» и «Хортиця», заявили о начале производства на территории России.

По данным НАА, производство водки и ликеро-водочных изделий в России в январе-марте 2005 г. составило 27 млн 186 тыс. дал (88,3% от уровня этого же периода 2004 г.). Снижение наблюдалось во многих сегментах алкогольного рынка: по итогам января-марта 2005 г. производство виноградных вин составило 66,1%, шампанских и игристых вин – 98,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Выросло лишь производство коньяка – 114% в январе-марте 2005 г. по сравнению с первым кварталом 2003 г. Если ситуацию на рынке вина можно объяснить неразберихой, вызванной предновогодним распоряжением федеральных властей (несоответствие этого распоряжения по реализации всех видов виноградных вин федеральному закону вызвало серьезные препятствия по реализации этой продукции), то на рынке крепкого алкоголя главными виновниками уже не раз назывались импортеры, главным образом с Украины.

Не так давно в своем письме российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову президент НАА Павел Шапкин заявлял, что украинские импортеры крепкого алкоголя являют собой серьезную угрозу российскому рынку и позициям отечественных производителей. В интервью RBC daily он дал следующий комментарий: «Вопрос в том, что в первую очередь влияет на это снижение. В первую очередь, механизм взимания акцизов. Разница в механизме взимания акцизов с отечественной и импортной алкогольной продукции приводит к тому, что российская продукция становится неконкурентоспособной при отсутствии ввозных таможенных пошлин на импорт. Нашим оптовикам проще работать с украинцами – не надо связываться с региональными акцизными складами. Это провоцирует уход в теневой сектор части легальных российских производителей. Импорт украинских спиртных напитков растет мощными темпами: только в прошлом году он увеличился на 300%. В результате доля украинской водки и ликероводочной продукции на российском рынке на начало 2005 г. составляла порядка 5%, и она постоянно растет, вытесняя долю российской продукции».

Генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» Вениамин Грабар считает, что существует две основные причины, по которым статистика показала падение алкогольного рынка в России на 12% в начале этого года. Первая – отголоски перехода на новую схему уплаты акцизов в прошлом году – с соотношения 50% на 50% на соотношение 20% на 80%. В результате лидеры алкогольного рынка, к которым относятся 25 ведущих производителей водки в стране (они занимают 50% рынка), сильно сократили декабрьские объемы. Только «Ладога» в результате не отгрузила около 100 тыс. дал. Этот перекос и вызвал тот самый прирост выпуска продукции в январе, что увеличило показатели производства водки по отрасли в целом в первом квартале 2004 г. Второй причиной, по словам г-на Грабара, является экспансия украинской водки, объем поставок которой в Россию оценивается в объеме более 10 млн дал. «Украинцы не платят таможенные платежи, получая значительную прибыль и за счет других послаблений от российского государства», – заявил он RBC daily.

Украинские производители, как и ожидается, имеют совершенно противоположную точку зрения. Президент украинской компании Nemiroff Яков Грибов пояснил RBC daily: «Заявления о том, что причиной ослабления позиций российских водочников является засилье украинской продукции, на самом деле просто крик души российских производителей, которым тяжело работать на родном рынке. Большинство украинских производителей алкоголя поставляют на российский рынок водку, которая и так в России хорошо представлена». По словам главы Nemiroff, доля импортируемого с Украины алкоголя на российском рынке сейчас составляет 1,8%, и украинским компаниям надо еще постараться, чтобы перешагнуть 2%. Nemiroff вообще не считает себя конкурентом российским производителям водки, выделяя свою горилку в отдельную категорию. «А на рынке водки преимущество российских производителей неоспоримо, и того, кто вознамерится отобрать его у местных компаний, ждет разочарование», – утверждает г-н Грибов. Как сообщила RBC daily менеджер по развитию в России компании «Союз-Виктан» Татьяна Меджитова, производство водки в России падает за счет дешевого низкокачественного алкоголя. Кроме того, по ее словам, на данную ситуацию влияет ужесточение запрета на рекламу крепкого алкоголя, увеличение потребления слабоалкогольных напитков, а также попустительство некоторых органов власти к теневикам на водочном рынке.

По мнению коммерческого директора ЧЗАП «ОСТ-Алко» Андрея Сергиенкова, на снижение доли отечественных производителей влияет множество факторов, в том числе и агрессивная политика украинских компаний. «Сейчас российский рынок крепкого алкоголя стагнирует, и появление любого серьезного игрока отбирает часть доли у местных производителей, – говорит он. – Половину российского рынка украинские компании, конечно, не займут, но если импортерам удастся занять хотя бы 10-15% рынка, то это будет весьма существенно для российских игроков». По его словам, правила игры для российских производителей сложнее, чем для украинских компаний. Среди причин снижения объемов отечественного производства он также называет увеличение доли высокоценового сегмента (те, кто переходит на более дорогую водку, не будут покупать ее каждый день в больших объемах), а также то, что низкоценовой сегмент при этом частично переходит в теневой сектор. «К тому же рост платежеспособности населения не успевает за ростом цен на алкоголь, – добавляет г-н Сергиенков. – Каждый год акцизы на алкогольную продукцию растут, например, с начала этого года выросли на 18%. Все это влияет на ситуацию на рынке, и ограничения, накладываемые на российских производителей политикой государства по отношению к акцизам, осложняет работу наших компаний».

По мнению же части опрошенных RBC daily российских производителей, заявления против украинских компаний являются своего рода попыткой найти крайнего. «В России всегда так поступали, так как главное – отчитаться, а не предпринимать реальные действия, – заявил RBC daily представитель оптовой алкогольной компании, пожелавший остаться неизвестным. – Водка всегда останется российским продуктом, отечественным компаниям надо просто грамотно конкурировать – пора бы уже научиться выживать в любых условиях, создаваемых родным правительством». Президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко сообщил RBC daily, что, по его мнению, причина снижения объемов российских производителей в неэффективной системе контроля над алкогольной отраслью, неоптимальном механизме взимания акцизных сборов. «Украинцы здесь ни при чем. Их доля выросла, дай Бог, на 0,5%. Украинские производители также платят акциз, так что все легальные поставщики учитываются. Сам рынок сейчас не снижается, просто снижаются цифры, отраженные в официальной отчетности. Часть российских производителей уходит в теневой сектор – в этом году частично перешли к теневым схемам примерно 17% производителей, – считает он. – А то, что сейчас ведется активная политика против украинских производителей, объясняется просто – существуют люди, которые занимаются теневым рынком, и им надо как-то обосновывать то, что официальная отчетность падает. По большому счету, это введение всех в заблуждение – надо найти виновного во всех бедах».

Елена Желобанова
Источник: www.rbcdaily.ru

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте