"Королевство кривых зеркал"?!
- 13 апреля 2005 года 07:01
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
9 апреля 2005г. в Доме актера г. Екатеринбурга «Фонд Защиты гласности» и Школа публичной политики провели круглый стол «Содержание региональных СМИ: портрет власти, бизнеса, гражданского общества и толерантность».
Данной теме был посвящен доклад двух экспертов: доктора филологических наук Э. Чепкиной и кандидата филологических наук Л. Ениной.
СМИ является «зеркалом общества». Главная же задача доклада – поставить «зеркала» перед самими СМИ путем обсуждения результатов мониторинга новостей.
Для мониторинга было выбрано 12 СМИ с заметными тиражами и рейтингами. Что касается структуры новостей, то, согласно мониторингу, на радио – самые трудно структурируемые новости. Информация, в основном, предоставляется информационными агентствами и создается впечатление, что в сетке вещания большого внимания новостям не уделяется.
На взгляд Э. Чепкиной и Л. Ениной, именно на телевидении, при всех различиях отдельных телеканалов, можно говорить о соблюдении четких профессиональных стандартов подачи информации. Наибольшим же разнообразием, в том числе по идеологическим позициям, отличается информация печатных СМИ.
С точки зрения содержательных особенностей разных СМИ, определяющим фактором оказалась то, что многие СМИ открыто отстаивают интересы государственной власти. Те СМИ, которые позиционируют себя как нейтральные (например, «4 канал»), тоже много говорят о власти, но стараются соблюдать баланс в положительных и отрицательных характеристиках разных уровней власти.
Важным механизмом анализа содержания СМИ стало выявление сюжетных ролей. Допустим, представители бизнеса относительно часто подаются как виновники социального неблагополучия. Например, проблема «неэффективных собственников», которая обсуждалась практически во всех СМИ, типичный пример формирования властью повестки дня в СМИ: экономические проблемы области подаются таким образом, что власть выступает спасителем, а бизнес виновником зла.
Основным объединяющим мотивом доклада стала мысль о посреднической роли СМИ между бизнесом, обществом и властью.
Объединяющие мотивы звучали и в докладе «Репутация некоммерческих проектов», с которым выступили Елена Павловна Чернышкова, исполнительный директор Фонда Дмитрия Зимина «Династия» и Алексей Глазырин, Президент Уральского отделения РАСО и генеральный директор PR-агентства «Ньютон».
В данном выступлении, как и в предыдущем докладе, звучали ноты разумного сотрудничества бизнеса, общества и власти, ибо, наряду со СМИ, роль посредника играет благотворительность. Алексей Глазырин: существует мнение, ”что заниматься благотворительностью необходимо, но тратить деньги на PR благотворительности совершенно не нужно. Тем не менее, грамотная некоммерческая деятельность невозможна без PR-сопровождения, ибо от управления репутацией проекта зависит конечная эффективность благотворительной деятельности”.
Алексей Глазырин отметил, что "важно не только направить средства на решение проблемы, но и изменить отношение людей к этой проблеме. Например, направляют детей в детские дома, а на самом деле можно развивать институт приемных семей. И здесь будет необходимо вести разъяснительную работу с органами власти, органами опеки.
Во-вторых, следует уведомлять общественность, для чего, куда и зачем направляются финансы”.
Для России сфера PR сопровождения некоммерческих проектов еще далеко не освоена. И связано это с имиджем благотворительности".
Алексей Глазырин: «В России отношение к благотворительности снисходительное. По данным исследования «Фонда доноров», всего 36% оценивают благотворительность положительно, а более 40% считают основным благотворителем государство. Вот именно поэтому и стоит заниматься PR некоммерческих проектов, дабы населения понимало, чего ждать от бизнеса, а также рационально принимало благотворительную помощь».
В качестве резюме следует поставить еще одно «зеркало» перед СМИ. Среди участников круглого стола присутствовали предприниматели, чиновники, PR-специалисты. Представителей СМИ не проявили большой активности, - быть может, оттого, что до сих пор в СМИ существует преобладание финансового интереса над общественным (читательским).