Пятилетка гипермаркетов
- 29 марта 2005 года 07:05
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Цивилизованный ритейл занимает все большую долю на российском розничном рынке. Согласно последнему исследованию компании ACNielsen, доля современных форматов уже превысила 20%. На рынке уверены в том, что доля супер- и гипермаркетов будет расти еще минимум пять лет. Только затем, когда они практически вытеснят из столицы «нецивилизованные форматы», сети начнут конкурировать друг с другом.
«Цифры вполне реальные, я думаю, что за два-три года современные форматы вполне способны занять до 50% московского рынка»,- говорит гендиректор сети «Копейка» Сергей Ломакин. «Все идет по тому сценарию, который и предсказывали несколько лет назад,- говорит Ломакин.- ведь почти все крупные сети прибавляют по 100% оборота в год, а некоторые - и по 200–300%». С Ломакиным соглашается президент холдинга «Марта» (развивает в России сети Billa и «Гроссмарт») Георгий Трефилов, который объясняет большее проникновение цивилизованных торговых форматов растущим благосостоянием населения. «И тем не менее говорить о настоящей конкуренции между сетями пока еще невозможно»,- добавляет Трефилов. По его мнению, реальная борьба за потребителя между сетями начнется только через несколько лет, когда сетевой ритейл будет контролировать 87–92% розничного рынка. А замгендиректора «Мосмарта» Семен Слуцкий отмечает, что рынок будет расти еще долго. «По крайней мере, такой ситуации, как в Польше, где западные сети открыли столько гипермаркетов, что сейчас там вообще на них сложно заработать, у нас не будет»,- говорит Слуцкий. С ритейлерами соглашается аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков, который предсказывает, что в ближайшие три-пять лет сегмент современной торговли сохранит темпы своего роста, прежде всего за счет Москвы и Санкт-Петербурга, а также городов-миллионеров. По мнению Кочеткова, наиболее динамичен сейчас именно формат гипермаркета, распространение которого связано с ростом числа представителей среднего класса. «С одной стороны, они ориентированы на покупку качественного и недорогого продукта и хороший уровень сервиса, с другой - имеют ограниченный бюджет свободного времени»,- объясняет успех этого формата Кочетков.
Что касается возможной судьбы «нецивилизованной» прилавочной и рыночной торговли, то участники рынка расходятся в предсказаниях. Владислав Кочетков считает, что прилавочная торговля останется единственным форматом в городах с населением меньше 100 тыс. человек и сельских районах. А Сергей Ломакин из «Копейки» считает, что она останется и в столице - как узкоспециализированный семейный бизнес. «В этом формате будут открываться булочные, овощные лавки, как это делается сейчас в Европе»,- говорит Ломакин.
«В наш магазин выстраивалась очередь от райисполкома»
О близящейся кончине нецивилизованной торговли говорят уже не первый год. Однако сами несетевые прилавочные торговцы сдаваться не собираются. О том, как небольшие магазины собираются бороться с «сетевиками», корреспонденту «Бизнеса» Петру Мироненко рассказала гендиректор и владелец магазина «Продукты» на Новой Басманной Светлана Краснова.
- Чувствуете ли вы усилившуюся конкуренцию со стороны современных торговых форматов?
- Честно говоря, нет. Вот рядом открылось два супермаркета, вроде бы формат современный, а вот народу там совсем нет, все к нам идут. Магазин у дома - тоже, между прочим, современный формат. Нас в районе все знают, и меня знают - я же в нем 35 лет работала директором. У нас, конечно, амбиций нет - мы ориентируемся на местных, на жителей нашего микрорайона. Покупателя мы привлекаем прежде всего качеством - если вдруг у кого-то возникают проблемы с нашим товаром, он к нам приходит и недовольным не уходит никогда. Во-вторых, у нас, конечно, выгодное ценовое предложение - лучше, чем у всех конкурентов. Но при этом, даже если через дорогу откроется сетевой дискаунтер, мы не пострадаем: не секрет, что они там торгуют товаром с истекающим сроком реализации, поэтому у них и маржа высокая. Люди попробуют и больше уже туда не пойдут, а придут обратно к нам.
- А вы не думали о том, чтобы делать какое-то продвижение, хотя бы в рамках своего района?
- А нам это не надо: нас здесь и так знают. Раньше в Москве было три знаменитых молочных магазина, и наш в том числе. Очереди от райисполкома за творогом стояли. Я, кстати, и сама в райкоме партии была. У нас стандарты качества высокие - в двух шагах и ОВД, раньше рядом контора ОБХСС была, все к нам закупаться ходили.
- Но какие-то проблемы у вас возникают?
- Конечно. Вот сейчас, например, сбрасывали снег с крыши, проломили сверху морозильную камеру, надо все чинить быстро. Ремонт давно не делали, я в 1992 году магазин выкупила, в 1994-м отремонтировала, с тех пор так и стоит. Тоже надо деньги платить. А вот с пожарниками и СЭС проблем нет: кто-то, я знаю, им взятки какие-то платит, а мне проще договориться и все сделать, как они хотят. Я же в этом бизнесе 35 лет. Ко мне много людей приходило, хотели помещение выкупить - то магазин делать, то машинами какими-то торговать. Много денег предлагали, район-то хороший. Но я свой бизнес продавать не собираюсь. Оборот у нас, может, и невелик, да и наценка не очень большая, максимум 20%, но мне вполне хватает. Хватает даже на расширение бизнеса: вот мы, например, в марте рядом с магазином парикмахерскую открыли. Пока что, конечно, прибыли она не приносит, но где-то за год-два, думаю, отбить ее в ноль мы сможем. Так что о том, что несетевая торговля бесперспективна, я бы говорить вовсе не стала.
«Нецивилизованному ритейлу осталось жить недолго»
Два наиболее динамично развивающихся в России современных ритейловых формата - дискаунтеры и гипермаркеты. О том, как они вытесняют менее современные форматы, корреспонденту «Бизнеса» Петру Мироненко рассказал заместитель гендиректора сети гипермаркетов «Мосмарт» Семен Слуцкий.
- В последнем исследовании по розничной торговле ACNielsen утверждается, что 56% жителей Москвы и Петербурга уже сейчас закупаются только в магазинах современного формата. Действительно ли это так?
- Я бы не стал преувеличивать эту цифру и сказал, что это около 30%. Впрочем, эта доля постоянно и довольно быстро увеличивается. Несетевые супермаркеты смогут протянуть еще год-два-три: за счет хорошего местоположения пока что можно выживать и при полном отсутствии маркетинга, логистики и ИТ-решений, просто за счет лояльности местного покупателя. Правда, маржа у них будет минимальная, ведь нормальных условий у поставщиков они добиться не смогут: слишком мало закупают. А вот нецивилизованную прилавочную торговлю уже ничто не спасет - очень скоро поставщики поставят им такие условия, что им уже легче будет купить две «Газели» и закупаться в Metro, как ларечникам.
- Но ваши главные конкуренты - не прилавочные торговцы, а рынки…
- Я бы не сказал, что мы конкурируем с рынками. Там нет практически ничего цивилизованного: ни качественного температурного хранения, ни сервиса - только низкие цены. Тем не менее, и рынкам скоро придет конец: есть специальная программа правительства Москвы, их потихоньку ликвидируют.
- А чем отличается работа в современных форматах в России и на Западе?
- Грубо говоря, ничем. У нас очень простая и понятная отрасль, в которой есть ряд понятных и обкатанных на Западе решений. При этом у нас почти незаполненный огромный рынок. Конечно, приходится некоторые вещи адаптировать, например, потребности по ассортименту довольно сильно отличаются, но изобретать велосипед мы не собираемся.
ПЕТР МИРОНЕНКО
Источник: газета