«Компания» обыграла ФАС
- 28 марта 2005 года 07:04
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Подобные проблемы с ФАС возникают практически у всех издательских домов, поэтому от исхода дела зависит цена на рекламу алкоголя в прессе: если «Компания» проиграет, цены вырастут.
«В том, что касается рекламы алкоголя, ФАС слепо следует букве закона, а закон абсолютно размыт. Так что ФАС, если она такой последовательный борец, могла бы уточнить закон,- говорит главный редактор „Компании” и гендиректор ИД „Курьер” Андрей Григорьев.- Любые нарушения она трактует в свою пользу, высказывая совершенно абсурдные предположения, как в данном случае».
Согласно закону «О производстве и обороте этилового спирта», реклама алкоголя в печатных СМИ запрещена. Однако издатели продолжают размещать ее, закладывая в стоимость полосы возможный штраф. Чиновники ФАС неоднократно жаловались, что закон не дает им воздействовать на отрасль, так как размер штрафов слишком мал: всего 400 МРОТ (40 тыс. руб.), и предлагали увеличить размер штрафов законодательно. Пока этого не произошло, ФАС нашла способ штрафовать СМИ на значительные суммы за размещение рекламы алкоголя, не дожидаясь законодательных перемен. Руководствуясь поправками в Кодекс административных правонарушений (КоАП), вступившими в силу 1 октября 2004 года, ФАС штрафует издания за каждую полосу рекламы крепкого алкоголя. Первой жертвой стал ИД Hachette Filipacchi Shkulev (ИД HFS), оштрафованный на беспрецедентную сумму - 800 тыс. руб. (см. «Бизнес» от 3 февраля). 3 марта ФАС оштрафовала ИД «Курьер» за две полосы рекламы алкоголя, так что сумма составила 800 МРОТ (80 тыс. руб.). Однако суд счел, что попытка оштрафовать журнал за каждый ненадлежащий рекламный модуль отдельно противоречит основным положениям КоАП России - невозможности многократного привлечения к ответственности за одно и то же деяние.
Антимонопольная служба планирует обжаловать решение Арбитражного суда. «Это решение суда первой инстанции, а результат может быть только в Высшем арбитражном суде, и думаю, что до этого дойдет,- говорит замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.- Это новая неисследованная область КоАПа, и если там написано, что штрафуют за каждое нарушение, а мы в одном журнале видим рекламу водки Finlandia и коньяка Hennessy, это разные рекламодатели и, соответственно, разные, хотя и однотипные, нарушения».
ИД «Курьер» тоже не собирается сдаваться. «Мы уверены в своей правоте, и, пока у нас есть возможность отстаивать свою позицию, мы будем это делать»,- говорит Андрей Григорьев. Издатели следят за процессом: в том случае, если ИД «Курьер» выиграет дело, остальным будет проще бороться с ФАС в суде.
Адвокат Павел Астахов считает обращение «Курьера» в суд «абсолютно правильным решением» и полагает, что шансы ИД выиграть высоки: «Если вся реклама вышла в одном номере, то это одно нарушение и за него нельзя штрафовать больше одного раза»,- считает он.
«Мы заняли выжидательную позицию и, может быть, даже откажемся от судебного разбирательства с ФАС,- говорит председатель совета директоров ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев.- Сейчас нам кажется, что дело для нас неперспективно. Но если „Курьер” выиграет, нам будет проще».
С тем, что победа ИД поможет всем издателям, согласен и коммерческий директор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков, который, впрочем, в успехе «Курьера» не совсем уверен. «Дико хотелось бы, чтобы „Курьер” выиграл, потому что тогда был бы прецедент,- говорит он.- Но если формально рассматривать дело, то, по нынешнему закону, основания для многократного штрафа существуют. Так что мне кажется, что шансы у „Курьера” не очень большие. Если ребята проиграют, то все издатели, размещающие рекламу алкоголя, будут закладывать возможные штрафы в стоимость рекламы».
МАРИНА НОСКОВИЧ
Источник: газета