В гостях как дома
- 14 марта 2005 года 07:03
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
В минувшую пятницу сеть универсамов «Патэрсон» официально объявила о разрыве контракта с крупнейшим украинским производителем водки Nemiroff. Инициатива сети может стать демонстрацией силы перед другими местными поставщиками.
«Мы осознаем, что это крайняя мера, но вынуждены исключить компанию Nemiroff из числа наших поставщиков»,- говорит гендиректор «Патэрсона» Юрий Яковчик.
Официальное заявление «Патэрсона» о разрыве всех отношений с Nemiroff было опубликовано в пятницу. После того как торговая компания распродаст оставшиеся запасы, продукция Nemiroff не будет продаваться не только в украинском «Патэрсоне» (пока у сети есть только один универсам в Киеве), но и в российских супермаркетах компании.
В сеть «Патэрсон» входит 46 супермаркетов, из них 22 в Москве и Подмосковье и один в Киеве, остальные - еще в десяти регионах России. Оборот сети в 2004 году составил около $250 млн. Nemiroff - один из лидеров украинского алкогольного рынка. В России занимает 0,8% рынка. В 2004 году объемы производства Nemiroff составили 6,69 млн дал, оборот - около $200 млн. Юрий Яковчик объясняет разрыв контракта с Nemiroff попытками вынудить «Патэрсон» повысить розничные цены на продукцию компании. «Они не давали нам понижать цены на Nemiroff, доходило до смешного - речь буквально шла о разнице в 10 копеек (1 руб. равен 0,19 украинской гривны.- «Бизнес»)»,- уточняет PR-директор сети Ева Прокофьева. Она называет разрыв с Nemiroff «принципиальным шагом»: «Мы считаем недопустимым, когда поставщик пытается навязать нам свое видение розничных цен».
Президент Nemiroff Яков Грибов подтвердил «Бизнесу» факт разрыва с «Патэрсоном». Однако в компании утверждают, что сеть собиралась понизить цены на продукцию Nemiroff ниже заложенных в договоре норм. «Один из видов конкурентной борьбы для «Патэрсона» - демпинг, что категорически неприемлемо для нашей компании»,- говорит руководитель службы по связям с общественностью Nemiroff Наталья Коновалова. Официальное заявление «Патэрсона» она назвала «попыткой сделать себе имя, атакуя лидера рынка».
Впрочем, по словам Коноваловой, на Nemiroff конфликт с сетью сильно не отразится: доля «Патэрсона» в обороте компании составляла не более 0,1%, то есть около $200 тыс.
Не расстраивается и «Патэрсон»: по словам Евы Прокофьевой, сети не жалко расстаться с 2% оборота крепкого алкоголя, которые составляет продукция Nemiroff.
Основные конкуренты Nemiroff - «Союз-Виктан» и «Хортица» - отказались от комментариев. PR-директор «Хортицы» Андрей Матузко отметил только, что «для нас это хорошая новость». А источник «Бизнеса» в одной из российских сетей ничуть не удивлен подобным конфликтом: «Поставщики и сети всегда конфликтуют из-за цен, а на украинском рынке, где Nemiroff чувствует себя как дома, это было неизбежно». Собеседник «Бизнеса» удивлен только тем, что конфликт был вынесен на публику.
«Материальных потерь ни одна сторона не понесет, это скорее коммуникативная игра»,- считает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. По его мнению, демонстративность разрыва «Патэрсона» с украинским производителем похожа на PR-акцию, адресованную в том числе и другим поставщикам. «Проиграл в этой ситуации скорее Nemiroff: в условиях, когда правила игры все в большей степени диктуют сети, показывать себя несговорчивым партнером невыгодно»,- говорит Кочетков. С ним соглашается начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова: «У Nemiroff очень большой объем продаж идет на Россию, контракты с другими сетями, которые поглядывают за украинским рынком». Однако, считает Одинцова, «потеряли лицо» в этой ситуации обе стороны: «Это первый крупный публичный скандал между сетью и поставщиком». Впрочем, избежать его было сложно. «Российские сети не привыкли к украинскому рынку, на котором сетевая торговля слабо развита и, как следствие, торговую политику диктуют поставщики»,- объясняет Одинцова.
ПЕТР МИРОНЕНКО
Источник: