«Портрет российского потребителя. 2004 год»
- 4 февраля 2005 года 07:07
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Компания Data Direct, которая входит в холдинг ППЕ Группа, представила результаты социо-маркетингового исследования «Портрет российского потребителя. 2004 год».
В 2004 году из базы данных Data Direct, включающей в себя информацию о более чем 20 миллионах россиян, было выбрано 200 000 человек, проживающих в 82 регионах Российской Федерации, которым была направлена анкета с 70 вопросами о потребительских предпочтениях и стиле жизни. В выборку были включены 140 000 человек – активных покупателей товаров по почтовым каталогам и в интернет-магазинах, 30 000 человек, чья покупательская активность является средней, 30 000 человек, не покупающих товары через дистанционные каналы торговли, выбранные случайным образом. Респонденты были разделены на половозрастные группы, соответствующие общей демографической структуре населения России. Было получено 35 000 заполненных анкет, таким образом, отклик превысил 12%, тогда как среднеевропейский отклик при проведении аналогичных исследований не превышает 2-3%%. В результате аналитической обработки заполненных анкет, была получена информация об уровне доходов, потребительских предпочтениях и стиле жизни россиян.
Географическая структура исследования включала все федеральные округа Российской Федерации. Данные исследования показывают, что наиболее активными пользователями дистанционных каналов торговли являются россияне, проживающие в Центральном, Приволжском федеральных округах и Сибири. В регионах в меньшей степени, чем в столицах и крупных городах, развиты дистрибуторские сети, именно поэтому жители регионов в большей степени склонны совершать покупки, используя каналы дистанционной торговли – в Интернете и по почте.
Итак, каков он, российский потребитель?
• Работа: В 2004 году среди респондентов произошло увеличение доли работающих и служащих (с 50% до 60%), и сократилась доля неработающих (с 20% до 8%) граждан.
• Автотранспорт: Более 30% респондентов имеют автомобиль (доля респондентов, которые не имеют машину, составляет 60%). Около 25% респондентов собираются в течение года приобрести автомобиль, из которых 70% отдают предпочтения отечественным моделям. При этом 62% респондентов собираются приобрести подержанный автотранспорт, тогда как только 13% собираются приобрести новые машины. Эти данные показывают, что результаты исследования репрезентативны для всей России, в столице и крупных городах традиционно высока доля тех, кто ориентирован на приобретение зарубежных автомобилей.
• Кредит: 32,1% респондентов уже воспользовались какими-либо банковскими кредитами, еще 36,5% собираются воспользоваться кредитными продуктами в этом году, из них 30% ориентированы на крупные кредиты (от 100 000 рублей) на длительные сроки – более 24 месяцев. Около 62% респондентов из числа тех, кто уже воспользовались кредитными продуктами, брали кр5едиты на суммы от 5 до 30 тыс. рублей на срок от 6 до 12 месяцев. Таким образом, налицо тенденция к переориентированию значительной части населения на крупные кредиты на длительные сроки. 40% респондентов отдают предпочтения российским финансовым компаниям и банкам, и только 3% - иностранным финансовым институтам.
• Отношение к отечественному товаропроизводителю: 25% респондентов отдают предпочтения товарам российского производства, 10,6% - зарубежного, для 53,5% страна-производитель не имеет значения. Более молодые респонденты (от 24 до 34 лет) ориентированы на приобретение зарубежных товаров, тогда как представители старшего поколения отдают предпочтения российским товарам.
• Интернет: 60% опрошенных не пользуются Интернетом, 24, 7% являются Интернет-пользователями, из них 12,1% (наибольшая доля) пользуются всемирной паутиной на работе. Доля пользующихся Интернетом дома выросла в 2004 году до 7,8%.
• Мобильная связь: 43% опрошенных пользуются мобильной связью, еще 35% респондентов собираются приобрести мобильный телефон в этом году.
• Ремонт: Более 60% респондентов собираются в этом году делать ремонт.
• Курение: В 2004 году среди респондентов увеличилась доля курящих – с 27,3% до 30,26%. Среди курильщиков высока доля мужчин активного возраста (от 24 до 34 лет), имеющих среднее образование, экономически активных и ориентированных на приобретение новых товаров прежде всего зарубежного производства. При этом среди некурящих высока доля граждан 50-54 лет, имеющих высшее образование и более консервативных в своих потребительских предпочтениях и стиле жизни.
• Отпуск: 50% респондентов проводят свои отпуска дома, 34% - на даче, 20% - у родителей. 3% респондентов предпочитают отдых за границей.
• Доверие к астропрогнозам: 59% респондентов доверяют астрологическим прогнозам.
• Чтение периодики: 33% респондентов регулярно читают 3-6 периодических изданий, 25% - 2-3 издания, 20% - 1-2 издания.
Очередная волна исследовательского проекта потребительских предпочтений стартует в марте 2005 года. Анкета будет предложена 200.000 россиянам, а ожидаемый отклик планируется не ниже 15%. В этом году проект будет вестись с участием коммерческих компаний, банков и средств массовой информации, заинтересованных в получении информации о стиле жизни, потребительских предпочтений своей целевой аудитории и россиян в целом.
RWR.ru