Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Репутация имеет цену

Забавная, но реальная ситуация: на балансе - ноль без палочки, а рыночная цена предприятия вполне ощутима. Как такое может быть? Прежде всего, за счет деловой репутации, или гудвилла - неосязаемого актива, который приносит вполне реальный ежедневный доход и будет - если ничего не случится - приносить его и в дальнейшем.

Гудвилл (goodwill) - этим английским словом с недавних пор стали для краткости называть ту нематериальную ценность, которая составляет деловую репутацию предприятия, и которая часто оказывается важнее блеска мраморных полов и цены осязаемых активов фирмы. Понятие цены товарного знака (марки) и цены гудвилла очень близки, но гудвилл несколько шире - он зависит от очень многих факторов, в том числе и личной репутации конкретных руководителей. Потребность в оценке гудвилла может возникнуть в самых разных ситуациях. Чаще всего цену деловой репутации считают перед продажей бизнеса - для того чтобы обосновать потенциальному покупателю цену компании. Цена гудвилла имеет большое значение и при расширении бизнеса методом франчайзинга - необходимо внятно разъяснить будущему франчайзи, за что он платит. И безусловную важность сделанная вовремя оценка гудвилла может иметь при различных судебных разбирательствах. Если государство решило проложить федеральную автомагистраль по территории вашего заводика и собирается компенсировать вам лишь балансовую стоимость активов, то вы можете выдвинуть требование о возмещении ущерба не только в пределах оценки осязаемого имущества, но и в пределах ущерба из-за утраты деловой репутации. Не менее важна оценка гудвилла и при исках о защите деловой репутации - как с теми же франчайзи, если они поведут себя не так, как бы хотелось материнской компании, так и с иными компаниями, посягающими на чистоту лица.

Почем реноме?

Оценки гудвилла базируются в основном на двух методиках: оценке сверхдохода за счет высокой репутации и оценке разницы между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его материальных активов. В первом случае, как пояснил «Бизнесу» директор по работе с клиентами консалтинговой группы «Юнора» Александр Иванов, прежде всего рассчитывается среднерыночная цена аналогичных товаров или услуг. Разница между ценой рассматриваемого предприятия и этим средним показателем показывает «премию за имя». С учетом объемов продаж в натуральном выражении рассчитывается дополнительный доход, получаемый компанией с высокой репутацией. На базе этого показателя выводится искомая величина цены гудвилла. Второй вариант - экспертная оценка цены бизнеса и экспертная же - цены имущества, которое можно как-то определить и зафиксировать. Разница между этими двумя цифрами и будет считаться ценой деловой репутации. Третий, довольно редко используемый ввиду технической сложности вариант,- оценка по аналогии. При этом варианте сравнивается цена сделок по продаже аналогичных (по сфере деятельности и масштабам, а также по территориальному расположению) нераскрученных бизнесов и цена, за которую покупатель готов купить оцениваемый бизнес. Разница считается гудвиллом.

Скучный бухгалтерский вариант оценки, единственно допустимый (как «Бизнесу» пояснили в компании «Ас-аудит») российским законодательством, может быть реализован только после продажи предприятия. Здесь все очень просто - цена репутации определяется как номинальная цена покупки предприятия за минусом бухгалтерской стоимости его активов. Эту сумму можно списать через амортизационные отчисления, срок амортизации - 20 лет.

Сергей Краевский, аналитик отдела оценки нематериальных активов компании «Эксперт-Оценка», пояснил «Бизнесу», что единственный способ поставить деловую репутацию на баланс до продажи имущества - это неразрывно связать ее с исключительным правом обладания товарным знаком, знаком обслуживания и т. п. Тогда можно произвести оценку нематериального актива и внести полученную величину в статью «нематериальные активы» бухгалтерского баланса.

Зачем нужны бумажки

Итак, в тех случаях, когда предприятие не продается, автоматической оценки его деловой репутации не происходит. Поэтому для того, чтобы обосновать свои претензии - к конкуренту ли, к СМИ - необходимо иметь документальное подтверждение цены гудвилла. Таким документом, как объяснил Сергей Краевский, является отчет об оценке, соответствующий законодательству РФ и стандартам оценочной деятельности. Отчет должен быть выполнен независимой лицензированной оценочной организацией, застраховавшей свою профессиональную деятельность.

При отсутствии такого документа любые претензии фирмы по поводу ущерба деловой репутации не имеют под собой основы. Поэтому предприятиям, которые начинают ощущать рост прибыли без увеличения материальных вложений или обнаруживают невесть откуда взявшегося конкурента, копирующего деятельность и при этом обманывающего потребителей, имеет смысл озаботиться актом оценки - тогда суду можно будет представить доказательства материального ущерба от действий третьих лиц.

«А НДС в бюджет не забыли?»

При продаже предприятия с гудвиллом возникают дополнительные налоговые последствия. У продавца появляется прибыль, не компенсируемая никакими затратами и полностью подпадающая под налогообложение прибыли. НДС при продаже по цене, отличающейся от балансовой, рассчитывается по специальной процедуре, прописанной в ст. 158 НК РФ. Если продавец предприятия - физическое лицо, то с налогообложением продавца разобраться гораздо проще. В зависимости от срока владения предприятием (и его цены) продавцу придется платить 13% налога на доходы физических лиц или не платить ничего. Если гражданин владел предприятием менее трех лет, то при продаже он имеет право уменьшить свой доход на 125 тыс. рублей (такой имущественный вычет установлен статьей 220 НК РФ), а с суммы, превышающей указанную, нужно будет заплатить НДФЛ. Если же вы продержались в рядах собственников бизнеса более трех лет, то имущественный вычет предоставляется в размере дохода собственника, и при продаже бизнеса ничего платить не придется. Правда, от подачи декларации отсутствие налогооблагаемого дохода вас все равно не избавит. Так что гудвилл в этом случае можно оценивать сколь угодно высоко - лишь бы купили.

Татьяна КРУПИНА
Источник: газета "Бизнес"

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте