Положение на рынке печатных СМИ: Развитие или регресс
- 15 декабря 2004 года 07:03
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
На пресс-конференции выступили А.В. Оськин, Председатель правления АРПП, Г.С. Григорян, генеральный директор МДП "Март-Агентство по управлению тиражами издательских домов" и Д.Е. Гранкин, генеральный директор ООО "Центр дистрибуции прессы".
Председатель Правления АРПП Александр Оськин отметил, что для успешного развития медиа-рынка необходимо обеспечить государственную поддержку отрасли, что привело бы к увеличению количества торговых объектов, росту тиражей и оборотов и приблизило бы показатели российского рынка к мировым аналогам. Однако, на данный момент Правительство РФ ведет политику приравнивания рынка СМИ к любому другому бизнесу, будь то торговля водкой или бензином, не принимая во внимание тот факт, что пресса социально значимый продукт. Это выражается прежде всего в отмене льготного НДС с 1 января 2005 года, подчеркнул А.В. Оськин. Весь цивилизованный мир предоставляет прессе льготы, и российскому медиа-рынку необходимо приложить максимум усилий и сообща добиться жизненно важной льготы, в интересах массового потребителя, добавил Александр Оськин. Нулевой, сквозной НДС, позволит всему российскому рынку, от полиграфии до торговой точки прессой, динамично развиваться и привлекать дополнительные инвестиции.
Также А.В. Оськин сказал, что наиболее динамично развивающимся сегментом рынка дистрибуции прессы является рынок супермаркетов, где постоянно растет объем продаж прессы. Но продавать прессу надо не только в супермаркетах, но и во всех торговых сетях. Ассоциация подготовила Концепцию внесения периодической печатной продукции в обязательный ассортимент торговых сетей. Непосредственными координаторами предлагаемых нововведений должны стать местные власти, которым надо вменить в обязанность принятие необходимых документов, регламентирующих обязательное включение печатной продукции в ассортимент всех торговых объектов. Городские, поселковые, сельские исполнительные органы должны составит списки объектов торговли и услуг, которым в обязательном порядке будет предписываться организовать торговлю печатной продукцией, обеспечить контроль за исполнением этой социально значимой функции. Это дало бы с одной стороны импульс к развитию розничных сетей распространения прессы, способствовало бы возрождению оптового звена, а с другой - предоставило бы возможность гражданам приобретать прессу в пределах "шаговой доступности" которая, тем ни менее, требует к себе особенного внимания как социально значимая продукция.
Дмитрий Гранкин, генеральный директор "ЦДП" подчеркнул, что отрасль развивается стремительно и происходит активная сегментация рынка, что приводит к четкости и прозрачности многих бизнес-процессов. "Наша задача, - отметил он, - защитить отрасль и добиться необходимых для дальнейшего успешного развития продаж прессы. Что касается супермаркетов, то для них основным показателем является съем с метра и именно критерий рентабельности является ключевым при принятии решения о торговле той или иной продукцией".
Генеральный директор МДП "Март-Агентство по управлению тиражами издательских домов" Георгий Григорян отметил, что сегодняшнюю ситуацию на рынке распространения определяют именно дистрибуторы, и отметил, что издатели пока не могут выработать единого мнения по ряду ключевых вопросов и договориться между собой, что значительно осложняет работу на рынке.
После прозвучавших выступлений состоялось обсуждение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем отрасли. В частности, издателей интересовала система ценообразования и возможность влиять на конечную цену своей продукции. А.В. Оськин отметил, что для установления собственной конечной цены издателям необходимо работать с дистрибуторами по договорам комиссии, что позволит сохранять права собственности на тираж до момента продажи читателю. Затраты издателя на дистрибуцию должны быть примерно такими же как и на полиграфию.
Редактор ИА "Regnum" Наталья Самовер попросила выступавших оценить результаты, которые должны быть достигнуты в случае внесения периодической печатной продукции в обязательный ассортимент торговых сетей. Д.Е. Гранкин ответил, что главным результатом должна стать стабильность отрасли и окончание демпинговых войн. Это также позволит не только значительно увеличить тиражи изданий и оборот, но и приблизит российский рынок СМИ к европейскому по количеству точек продажи прессы на душу населения.
Также был поднят вопрос о распространении новых и недорогих изданий в супермаркетах. Д.Е. Гранкин отметил, что для супермаркетов главным показателем является объем прибыли, получаемый с 1кв. м. торговой площади, поэтому при составлении ассортимента для супермаркетов рентабельность издания является основным критерием отбора. А.В. Оськин сообщил, что в дальнейшем планируется предоставлять некоторую торговую площадь для новых изданий, и, по результатам продаж принимать дальнейшее решение о присутствии их в сети.
На пресс-конференции был поднят и вопрос о рекламных доходах издателей. Вице-президент Российской ассоциации рекламных агентств В.А. Естафьев отметил, что предполагаемый оборот рекламного рынка в РФ на 2005 год составит более 3 млрд. долларов США, в том числе печатные СМИ - более 1 млрд. долларов США.
Было отмечено, что издателям, с их растущими рекламными доходами, следует уделять более пристальное внимание вопросу продвижения собственной продукции в конечных точках продаж, и закладывать в бюджет расходы на распространение по этой статье в том же объеме, что и на полиграфические услуги.
Были также даны исчерпывающие ответы на другие вопросы участников пресс-конференции. Главный редактор журнала "Женское здоровье" Игорь Мосин выступил с заявлением, что полностью поддерживает инициативы АРПП, и призвал собравшихся издателей консолидироваться, сообща выработать единую позицию по ряду принципиальных вопросов и содействовать принятию необходимых для развития медиаотрасли документов. В завершении пресс-конференции Александр Оськин отметил, что прошедший год оказался для медиасообщества весьма плодотворным и дал возможность многим игрокам этого рынка добиться успехов в бизнесе.
Всем участникам пресс-конференции был вручен комплект документов, подготовленных специалистами АРПП, направленных на развитие медиа-рынка и решение многих актуальных для отрасли вопросов. В частности, были представлены: "Концепция внесения периодической печатной продукции в обязательный ассортимент торговых сетей", "Предложения по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы функционирования рынка прессы России", "Агентская технология в сотрудничестве издателей и распространителей прессы", а также "Справка о развитии продаж прессы через сети супермаркетов в различных странах мира".