Проведено исследование мнения людей о программе «Электронная Россия»
- 15 декабря 2004 года 07:04
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
В опросе принял участие 1621 респондент из числа взрослого городского населения России (старше 18 лет). Исследование проходило во всех 7 Федеральных округах РФ в 26 республиках, краевых и областных центрах страны: Архангельске, Петрозаводске, Калуге, Ярославле, Твери, Тамбове, Липецке, Воронеже, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Саратове, Самаре, Казани, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Кемерове, Красноярске, Иркутске, Томске, Ставрополе, Краснодаре, Волгограде, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске, а также Москве и Санкт-Петербурге. Выборка репрезентативна, было опрошено 43,3% мужчин и 56,6% женщин, опрос проводился методом интервью «лицом к лицу».
Как показывает исследование, доля городских жителей, умеющих пользоваться компьютером, довольно велика и составляет примерно 60%. Наибольшее число респондентов, умеющих пользоваться компьютером – среди молодежи (87,2%), людей, оценивающих свои доходы как высокие и выше среднего (90,2%) и с высшим образованием (77,8%). Число тех, кто умеет пользоваться компьютером, среди пожилых людей и среди людей с низким уровнем образования составляет соответственно 17,3% и 12,9%.
Число умеющих пользоваться Интернетом составляет около двух третей (66,2%) от тех, кто может работать с компьютером. На сегодняшний день доступ к компьютеру имеет более половины респондентов (58,4%), доступ к Интернету имеют около 40% опрошенных, еще 10% собираются подключиться в ближайшее время. Совершенно четко прослеживается тенденция: чем выше уровень образования и доходов и чем меньше возраст, тем выше вероятность, что респонденты умеют пользоваться компьютером, Интернетом и имеют к ним доступ.
Характерно, что респонденты, принадлежащие к основным категориям не умеющих пользоваться ни компьютером, ни Интернетом, то есть люди старшего возраста с низким уровнем образования и дохода, не собираются, по крайней мере в ближайшее время, получать доступ к компьютеру (90%).
В условиях модернизации общества большое значение имеет вопрос о том, готовы ли наши сограждане с помощью современных информационных технологий решать свои повседневные задачи. В той или иной степени готовы получать разнообразную информацию и делать покупки через Интернет 50,1% респондентов, к использованию Интернета в образовательных целях — 41,4%, к получению квалифицированных медицинских консультаций — 34,6%.
Проблема преодоления отставания России в развитии информационных технологий от передовых стран представляется важной для большинства респондентов вне зависимости от их социальных и демографических характеристик или сопричастности современным информационным технологиям. «Очень важно» это для 41,9% респондентов, «довольно важно» для 34,7%. Больше половины респондентов считает важным для страны и для себя лично иметь возможность открытого доступа к информации о работе органов власти и о законодательстве («очень важно» – 22,5%, «довольно важно» – 34,2%).
В ответах на вопрос о том, может ли развитие «информационного общества» обеспечить решение социальных задач, стоящих перед Россией, оптимизма не проявляется. Почти во всех социальных и демографических группах респонденты в равной мере полагают, что «информационное общество», наверное, может оказать какое-то положительное влияние на их жизнь и на ситуацию в России, но оно будет очень незначительным. При этом 57,7% опрошенных респондентов полагают, что органы власти предпринимают «явно недостаточные усилия» в плане создания «информационного общества», лишь 2,7% полагают, что органы власти «делают все необходимое» в этом направлении.
Респонденты по-разному оценивают важность тех или иных направлений развития информационных технологий в нашей стране. Наиболее важным большинство считает обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений (47,5%), на втором месте — повышение компьютерной грамотности граждан (25,2%), увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании сочли наиболее важным 10,4%. Возможность обратиться к органам государственной власти через Интернет и доступность информации об органах государственной власти и местного самоуправления никто не считает важными — 2,7% и 1% соответственно.
В вопросе о том, какое место будет занимать Интернет через 5-6 лет по сравнению с другими источниками получения информации, мнения более чем оптимистичны. Самая большая доля респондентов (45%) считает, что интернет будет играть довольно значительную роль, о ведущей роли Интернета говорит примерно каждый третий (36%).
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» сегодня мало кому известна. Уверены в том, что хорошо знают о ней, всего лишь 2,5% респондентов. Что-то слышали, но не помнят что — еще 13,8%.Однако подавляющее большинство — 81,9% ничего не слышали о ней. Среди тех немногих, кто в той или иной степени знаком с программой, большая часть думает, что к 2005 году эта программа будет играть важную роль (очень важную — 9,4%, довольно важную — 37,7%). Проводившееся одновременно с опросом исследование методом фокус-групп представителей аудитории актуальных (бухгалтера, сотрудники налоговых служб) и потенциальных (студенты) корпоративных пользователей программы «Электронная Россия» дает возможность с высокой степенью уверенности говорить о следующих особенностях сложившейся в настоящий момент вокруг программы ситуации. Представители целевой аудитории в целом вполне готовы к увеличению роли новых информационных технологий в процессе взаимодействия между государством и бизнесом. Подавляющее большинство опрошенных опытные пользователи компьютера и Интернета. В известном смысле можно даже говорить о том, что данная аудитория «перезрела»: многие в быту пользуются компьютером и всемирной сетью значительно шире, чем по служебной надобности. Есть основания утверждать, что при возникновении новых возможностей и поводов для использования современных информационных технологий в работе, они будут использованы. Все опрошенные прекрасно осознают те преимущества, которые они дают.
Среди преимуществ, которые дает применение новых технологий, были названы:
• удобство пользования (как интегральная характеристика отношения к НИТ);
• экономия времени (не нужно никуда ехать, стоять в очереди, или – тратить время на прием этой очереди);
• снижение физических и эмоциональных нагрузок для всех участников процесса взаимодействия;
• уменьшение количества ошибок, возникающих при ручном вводе информации в компьютер;
• возможность оптимизировать свою профессиональную деятельность (можно выбрать удобное время для подготовки, передачи и обработки информации).
Нужно отметить, что все эти преимущества новых технологий особенно востребованы, когда речь идет о взаимодействии государственных служб с гражданами (физическими лицами). Большинство предложений о внедрении новых информационных технологий касалось именно процесса взаимоотношения государственных служб с населением. В частности эти предложения касались создания единых баз данных (для облегчения процесса сбора разнообразных справок); введения практики онлайнового взаимодействия пенсионеров (как наименее социально защищенных и адаптированных членов общества) с органами социального обеспечения; компьютеризации работы паспортных столов и служб ЖКХ.
В целом баланс плюсов и минусов, связываемых с внедрением новых информационных технологий в процесс взаимодействия государства и бизнеса, выглядит как определенно положительный. В перспективе это соотношение очевидно будет еще более позитивным. Высказывания студентов показали, что они (независимо от того, видят они себя в будущем чиновниками, бизнесменами или специалистами) вообще не представляют ни одну сферу своей жизни без компьютерных технологий.