ФАС заинтересовалась рекламными технологиями поставщика украинской водки «Союз-Виктан»
- 3 декабря 2004 года 07:05
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Ситуация такова, что некоторые региональные предприятия работают не более чем на 15-25% от имеющихся мощностей. Тем не менее российский водочный рынок по-прежнему остается привлекательным, однако чтобы выйти на него, необходимы недюжинные усилия и изобретательность, тем более что реклама алкоголя в нашей стране в отличие от некоторых наших соседей резко ограничена, а, скажем, на телевидении и в печатных СМИ практически запрещена.
Но, как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно... Похоже, таким принципом и руководствовалась украинская компания "Союз-Виктан", заявившая о своих амбициозных планах по выходу на российский алкогольный рынок. В скором времени здесь рассчитывают занять 5% российского алкогольного рынка, что позволит украинской компании продавать в России почти пятую часть своей продукции. Украинские конкуренты давно уже стали для российских водочников головной болью. Еще в середине 90-х, когда украинская водка ввозилась в Россию беспошлинно, она своей дешевизной серьезно подрывала позиции отечественных производителей. Их негодование в конце концов и вынудило правительство ввести запретительные пошлины на ввоз в страну крепких алкогольных напитков.
Благодаря этому российский водочный рынок оказался надежно защищен и поделен между российскими производителями. Региональные производители заняли ниши по производству дешевой водки, национальные брэнды производят напитки для среднего класса и дорогие водки. Теперь, когда во взаимоотношениях с Украиной вновь возобладали принципы свободной торговли, внедриться на российский рынок могут лишь наиболее сильные компании. Поэтому от "Союз-Виктана" по меньшей мере ожидалось, что свой выход на российский рынок он обеспечит мощной маркетинговой поддержкой, приняв во внимание, что в отличие от Украины реклама водки на телевидении и в прессе в России запрещена.
Однако в "Союз-Виктане" пошли традиционным путем, развернув активную рекламную кампанию в СМИ, взяв за пример рекламные ролики своих российских конкурентов. Зрители центральных каналов уже давно привыкли к рекламным роликам минеральной воды, конфет, журналов и книг, откровенно ассоциирующихся с известными водочными брэндами. Тем не менее российские производители все же старались не допускать прямого пересечения такой рекламы со своими именитыми водками. Впрочем, и это не мешало контролирующим органам предъявлять к ним претензии. Так, широко известным стал конфликт Федеральной антимонопольной службы и компании РВВК, выпускающей водку "Флагман". Нарекания антимонопольного ведомства вызвал рекламный ролик конфет "Флагман", некоторое время демонстрировавшийся на НТВ. С помощью социального опроса ФАС удалось доказать, что данный ролик воспринимается потребителями, по крайней мере частью из них, как реклама водки. НТВ получило предписание снять ролик с эфира. Решение ФАС оспорено не было.
Аналогичные претензии чиновники ФАС высказывали в адрес питерской компании "Веда", производящей водку "Вальс бостон" и рекламировавшей одноименную минеральную воду. Вызвала нарекания и реклама минеральной воды "Гжелка", так как позволила заподозрить группу "Кристалл" в рекламе своей популярной водки.
В компании, о которой идет речь, не стали даже особенно маскироваться. Запустив на телевидении рекламный ролик минеральной воды, в прессе тут же зарядили рекламу водки, почти не отличимую от рекламы минералки. И ролик, и реклама в прессе озаглавлены одним и тем же слоганом - "Дружба, проверенная временем". И там и там фигурируют одинаковые бутылки, только в газетной и журнальной рекламе на бутылке честно написано - "водка". Во всех рекламах фигурируют одни и те же лица, иллюстративные образы. Тут уж надо быть очень наивным, чтобы не усмотреть связи.
А в дополнение к рекламе "Союз-Виктан" провел еще и небольшую пиар-кампанию. Безусловно, подобные вольности новичка на российском рынке не остались не замеченными со стороны ФАС. Федеральная служба начала расследование нарушений, хотя, возможно, когда здесь будут вынесены предписания о запрете этой рекламы, "Союз-Виктан" и сам снимет ее с эфира и из газет. Тем более что вероятность таких предписаний очевидна - уж слишком явны нарушения. Впрочем, ни там, ни там спор на этом заканчивать не собираются.
Руководство ФАС намерено настаивать на внесении изменений в закон о рекламе, которые запретили бы рекламировать любые товары под названиями и слоганами, реклама которых могла бы ассоциироваться не только с крепкими напитками, но и с любым алкоголем, где содержание спирта превышает 15%. В свою очередь, в "Союз-Виктане", видимо, еще не осознали, что решили бороться с государством.
Подобное поведение уже вызвало скептические оценки аналитиков в отношении перспектив украинской компании на российском рынке. С одной стороны, упорство в своих ошибках заставляет предположить, что "Союз-Виктан" просто не готов к жесткой конкуренции на российском рынке. С другой - попытки играть с ценами в условиях переполненного рынка вряд ли будут встречены потребителем с пониманием.
Источник: Рамблер - Медиа