Федеральная антимонопольная служба ограничит рекламу алкоголя и табака
- 12 ноября 2004 года 07:03
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
О своем намерении разработать законодательный механизм, запрещающий рекламировать крепкий алкоголь под видом "нейтральных" продуктов, ФАС объявила еще в конце сентября. Не прошло и двух месяцев, как ведомство выступило с этой инициативой перед Госдумой. "Это аморально, когда под видом кофе, макарон или перца происходит реклама алкогольных напитков", - посетовал вчера на заседании парламента Игорь Артемьев. Совместно с Минэкономразвития он надеется представить нижней палате поправки к закону "О рекламе" 1 марта 2005 года. "Они предусматривают, что если товарный знак "заигран" на использовании бренда, связанного с алкоголем и табаком, то этот или похожий на него бренд не может быть задействован в рекламе других товаров", - пояснил глава ФАС. То есть, к примеру, если под какой-то маркой продается водка, то конфет с таким же или очень похожим названием уже не может быть.
Депутаты с воодушевлением восприняли такую законодательную инициативу. "Перспективы у этого закона благоприятные, думаю, что Дума его одобрит в трех чтениях уже к концу весенней сессии", - заявил "Новым Известиям" председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. По его словам, эти меры нужные, и общество с одобрением их примет, если, конечно, законодатели разъяснят суть готовящегося закона.
Пока же чиновники не спешат озвучивать его детали. "Эта концепция находится на утверждении в правительстве, нам надо согласовать еще ряд моментов", - рассказал "НИ" замглавы ФАС Андрей Кашеваров. Тем не менее даже на уровне идеи озвученный подход одобряется экспертным сообществом. Так, в Конфедерации обществ потребителей (КонфОп) считают, что принимать такой закон необходимо. Как заявил "НИ" эксперт КонфОп Олег Комаровский, завуалированная реклама - это прежде всего обман покупателя. "Например, консервированный перец, который рекламируется под маркой Nemiroff, вы встретите в магазинах редко, потому что эта компания производит в основном водку и через рекламу другого продукта провоцирует ее покупать", - привел пример специалист. То же самое с брендом "Флагман", под которым рекламируются конфеты и слабоалкогольная продукция, а на самом деле прилавки магазинов завалены водкой с таким названием.
Производители алкогольной и табачной продукции скептически относятся к задумке ФАС, считая, что с применением закона возникнут проблемы. Как пояснил "НИ" председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, принятие таких поправок вызовет запрет всей рекламы. "Они вторгнутся в сферу закона "О товарных знаках", - считает г-н Шапкин.
А это означает, по его мнению, что многие компании будут вынуждены сменить свои названия. Например, если в природе есть водка "Столичная", то банка с названием "Столичный" не должно быть. "В алкогольной отрасли количество зарегистрированных знаков - это половина словаря Даля, одной только водки - 5 тыс. наименований.
Если новый закон вступит в силу,
то, например, станцию метро "Таганская" придется переименовать, потому что есть
вино под практически таким же
названием - "Таганское", - полагает Павел Шапкин.
Кстати, ФАС намерена присмирить не только производителей алкоголя и табака.
Чтобы стабилизировать цены на бензин,
Игорь Артемьев предложил вчера жесткие меры, направленные против нефтяных
монополистов. В частности, планируется
дифференцировать экспортную пошлину на нефтепродукты, а также штрафовать
компании по факту сговора в размере
2-4%
от оборота за предыдущий год работы.