Рынок печатных СМИ: вымыслы и реальность
- 22 октября 2004 года 07:01
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
В работе пресс-конференции приняло участие более 80 человек – журналисты ведущих печатных и электронных СМИ, представители крупных издательских домов, других предприятий и общественных организаций отрасли.
Перед собравшимися выступили: Президент АРПП Дмитрий Мартынов, Председатель правления АРПП Александр Оськин, генеральный директор Межрегионального агентства подписки Андрей Шишлин, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий, начальник департамента подписки ФГУП «Почта России» Юлия Виноградова, первый заместитель генерального директора Агентства «Роспечать» Виктор Кокорев.
В своем выступлении Президент АРПП Дмитрий Мартынов отметил бурное развитие печатной отрасли России в целом и, вместе с тем, наличие нестабильности и системного кризиса для многих сегментов распространительского рынка. По его словам, любая новая рыночная идея, прежде чем стать общепринятой, проходит стадию неприятия обществом, а предприятия-новаторы зачастую подвергаются нападкам со стороны компаний-консерваторов. Пример этому - непростая ситуация, сложившаяся на рынке после появлении Межрегионального агентства подписки (МАП), в адрес которого в последнее время звучит масса обвинений, в частности – в попытке монополизации подписного сегмента рынка. Однако при этом, указал Дмитрий Мартынов, в настоящее время на российском рынке подписки успешно работает 11 компаний. По оценками экспертов в 2004 году в общем объеме подписного сегмента доля «МАП» составит менее 8%, тогда как, например, доли Агентства «Роспечать» и «АПР» - 34% и 10% соответственно.
Мнимой можно считать и угрозу уничтожения системы торговли прессой в Москве. «Проведенный АРПП анализ сложившейся к настоящему моменту ситуации с тиражами прессы показывает, что как такового кризиса розничных продаж в Москве не наблюдается. Произошло частичное перераспределение продаж в пользу сетей, работающих на поверхности, чьи обороты выросли в среднем на 10-15%» - сказал Дмитрий Мартынов. Так, по данным АРПП, потери от закрытия торговых точек в метро по изданиям ИД «Здоровье» составили примерно 2-5% от розничных продаж. Издатели дорогих глянцевых изданий вообще не отметили снижения продаж. Большинство популярных массовых газет также практически не понесли потерь. 2-процентное снижение продаж отмечено газетой «Московский комсомолец», в «Спорт-Экспрессе» и «Мегаполисе» уверены, что продажи не пострадали и возвраты останутся на прежнем уровне, в газете «Советский спорт» также сообщили о том, что ими достигнут запланированный сезонный рост продаж и ощутимых потерь нет, а в «Комсомольской правде» сообщили, что рост тиража по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 15% и опровергли распространявшиеся ранее слухи о том, что газета потеряла 40% тиражей.
Президент АРПП выразил готовность оказать некоммерческому партнерству «Издательская инициатива», созданному в сентябре с.г. одиннадцатью крупнейшими издателями России, всестороннюю помощь и поддержку, так как уверен, что эта программа способна оказать положительное влияние на развитие рынка распространения прессы не только Москвы, но и России в целом, при условии, что она, в первую очередь, будет направлена на поддержку независимой системы распространения.
Андрей Шишлин, генеральный директор «Межрегионального агентства подписки», рассказал собравшимся об истории появления и технологиях работы «МАП» . Началу работы предприятия предшествовал тщательный анализ существующих подписных бизнес-технологий, который ярко продемонстрировал – нынешние проблемы можно решить только путем адаптации условий и параметров поставок подписных тиражей в каждый конкретный регион. Внедренная «МАП» концепция работы и создание подписных каталогов с указанием конечных подписных цен были более чем благосклонно встречены всеми участниками подписного процесса: издателям, почтой и, конечно, читателями. По словам Андрея Шишлина новый концепт позволяет местным и самым популярным центральным изданиям быть представленными в одном каталоге; расширяет горизонты представленности местных издателей, которые могут включить свою продукцию не только в каталог «своего» региона, но и каталоги других, вплоть до покрытия всей территории страны; позволяет почтовым работникам более мобильно работать с каталогами и самое главное - освобождает Почту от непрофильного и трудозатратного бизнеса.
Юлия Виноградова, руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России», в своем выступлении рассказала о проходящем в настоящее время в почтовой отрасли процессе реструктуризации. На сегодняшний день в состав почты вошло уже 77 филиалов, а оставшиеся отделения будут присоединены до конца 2004 года. В отношении преобразований в сфере подписки на периодические печатные издания, Юлия Виноградова указала на проведение целенаправленных изменений бизнес-коммуникаций между всеми участниками подписного рынка. В настоящее время «Почтой России» ведется совместная с ведущими отраслевыми организациями разработка новой единой методики формирования подписных цен, направленная на их снижение.
Геннадий Кудий, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в своем выступлении поддержал мысль о том, что в настоящее время на подписном рынке России не наблюдается никаких катастрофических изменений. Кроме того, подходит к завершающей стадии разработка новой концепции подписки, которая ведется по инициативе и в рамках АРПП в сотрудничестве с ГИПП, НАИ и СИРПП. В самое ближайшее время концепция будет предложена на рассмотрение всем заинтересованным участникам рынка, в первую очередь – издателем и «Почте России».
Виктор Кокорев, первый заместитель генерального директора Агентства «Роспечать» посвятил свое выступление отношению участников рынка к подписке и рассказе о работе своего предприятия. По его словам, рынок давно привык к тому, что читатель, оформляя подписку на издание, вносит свои деньги за девять месяцев вперед, тем самым инвестирую выход газеты или журнала. Профессиональному сообществу необходимо очень осторожно подходить к процессам формирования новых правил работы на рынке, чтобы не сломать сложившуюся десятилетиями систему подписки.
Участники пресс-конференции ответили на многочисленные вопросы собравшихся. Было также объявлено, что 16 ноября с.г. состоится международная конференция АРПП «Международный опыт сотрудничества издателей и распространителей печатной продукции и перспективы его применения на медиарынке России». Журналисты и представители медиарынка в завершение получили информационные материалы, пресс-релизы и печатные отраслевые издания.
Вел пресс-конференцию Председатель правления АРПП Оськин А.В.
Пресс-служба АРПП