Дума запретит рекламу сигарет
- 6 октября 2004 года 07:02
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
РБК
В конце прошлой недели члены комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы заслушали отчет о ходе работы над "татарстанским" законопроектом, призванным ограничить рекламу табака. Сам документ, предусматривающий поэтапное ограничение рекламы табака в течение 4 лет, был представлен в Думу Госсоветом Татарии еще в 2001 г., а в 2002 г. депутаты даже проголосовали за него в первом чтении, однако после этого законопроект в течение двух лет лежал без движения.
В июле было решено подготовить его ко второму чтению, которое может состояться еще до конца года. По предварительной информации, поправки, предлагаемые заместителем председателя комитета по экономической политике Владимиром Мединским, в случае их принятия, заметно ужесточат законопроект. И при неблагоприятном для табачников развитии событий реклама сигарет в России будет полностью запрещена уже в 2007 г.
Представители табачной отрасли пока не говорят ничего определенного, ссылаясь на то, что официальные результаты нынешней законодательной работы станут известны лишь к концу октября.
Однако их коллеги - производители крепкого алкоголя - всячески законодателей поддерживают. Согласно действующему законодательству (статья 16 закона "О рекламе") реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в радио- и телепередачах, при кино - и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних, на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Кроме того, табачную продукцию запрещается рекламировать в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 м от них. Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее 3-х секунд эфирного времени, а при распространении рекламы другими способами - не менее 5% рекламной площади.
Несмотря на эти ограничения, объем рынка рекламы табачных изделий в России в 2003 г., по экспертным оценкам, превысил 100 млн долл. По понятным причинам львиная доля этих затрат приходится на наружную рекламу. "За первые шесть месяцев 2004 г. доля рекламы табака в "наружке" составила 10,1% (речь идет о 50 крупнейших российских городах).
Практически во всех региональных центрах России лидерами по затратам на наружную рекламу являются табачные компании", - сказал RBC daily Андрей Березкин, генеральный директор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" В 2001 г. депутаты от Татарстана предложили запретить рекламу табака, растянув этот процесс на 4 года.
"Так, согласно "залежавшейся" версии законопроекта поэтапное ограничение вводилось на рекламу в печатных периодических изданиях, специализирующихся на вопросах здравоохранения, образования, физкультуры и экологии - с 1 января 2003 г., в наружной рекламе площадью более 4 кв м - с 1 января 2004 г., в наружной рекламе площадью менее 4 кв м - с 1 января 2005 г.", - поясняет ситуацию RBC daily Иван Ефимов, помощник депутата Госдумы Владимира Мединского, основного инициатора нынешних "табачных" поправок.
По его словам, глобальная цель законопроекта - забота о подрастающем поколении с помощью ограничения и сведения на нет рекламы табака и табачных изделий. Кроме того, таким образом российское законодательство будет приведено в соответствие с международными нормами.
Новый законопроект предполагает введение поправок во все те же две статьи закона "О рекламе". Это статья 16, которая вводит дополнительные ограничения рекламы табака. И статья 33, куда планируется вписать сроки вступления в силу этих ограничений. По предварительной информации, ограничения планируется сделать более жесткими.
В частности, депутаты хотят ограничить сэмплинг (раздачу сигарет на улице в рекламных целях), кроме того, под сообщение о вреде курения предлагается отводить не 5%, а 10% рекламной площади. Но главное - якобы теперь предлагается постепенно ограничивать рекламу сигарет в течение не 4-х, а 2-х лет.
Правда, в комитете по экономической политике эту информацию пока не подтверждают. "К какому году будет ограничена реклама табака, пока неясно. В целом это может произойти как раньше 2007 г., так и позже", - говорит Иван Ефимов. Между тем известно, что законопроект в новой версии комитет планирует рассмотреть и рекомендовать ко второму чтению уже до конца октября.
Табачники говорят, что давать оценку новым законодательным инициативам думцев пока преждевременно. "Рабочая группа по выработке поправок к закону "О рекламе", в том числе касающихся и табачной рекламы, начала работать в июле 2004 г. В настоящее время идет нормальный законотворческий процесс, и ничего еще не решено. Конкретные предложения по поправкам, касающимся рекламы табака, будут выработаны в конце октября, именно тогда их и можно будет как-то оценивать", - сказал RBC daily Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям BAT Россия. Другая заинтересованная сторона - рекламщики - достаточно спокойно воспринимает перспективу полного ухода сигарет из "наружки" в будущем. "Конечно, запрещение рекламы табака является закономерным развитием событий, и трагедией это назвать нельзя.
Все игроки на рынке понимали, что рано или поздно реклама этого товара будет существенно ограничена или запрещена. Если в нашей стране решат идти по пути запрещения табачной рекламы, то это должно произойти не менее чем за 2-3 года", - сказал RBC daily Анатолий Мостовой, президент ГК Gallery.
Интересно, что участники алкогольного рынка, знакомые с ситуацией, в целом приветствуют инициативу депутатов. "Пока в России существуют двойные стандарты. И мы удивлены тем, что если главным аргументом для запрета рекламы крепкого алкоголя является его вред для здоровья, то в отношении табака, который сегодня рекламируется достаточно широко, такого аргумента до сих пор не выдвигалось, хотя табачный дым, безусловно, вреден и для курильщика, и для окружающих, - комментирует RBC daily инициативу законодателей Александр Романов, директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Европейского делового клуба в РФ. - Поэтому то, что предлагается комитетом по экономической политике, вполне логично. Конечно, мне не очень понятно предложение довести площадь сообщения о вреде сигарет с 5% до 10% от площади или времени рекламного сообщения, ведь это абсолютно не принципиально. Однако мысль насчет ограничения сэмплинга - очень своевременная. На мой взгляд, в том, что ко мне на улице подходит человек и предлагает попробовать отраву - пусть даже самую качественную, - есть что-то аморальное".
Андрей Сердечнов