Помещик Козявкин стал врагом народа
- 3 августа 2004 года 07:01
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
"Новые известия"
Депутаты резко ограничили рекламу пива и чуть не разорили думские буфеты. В субботу депутаты Госдумы приняли решение серьезно ограничить рекламу пива на отечественном ТВ. Увидеть пенящийся напиток на экранах теперь можно будет только поздно ночью. Судьбоносный - без иронии - поступок Дума совершила позже самих "пивняков". Известно, что накануне, в минувший четверг, представители пивных компаний выступили точно с такой же инициативой. Однако депутаты нанесли производителям пива незапланированный страшный удар - запретили использовать в рекламе людей и животных. Даже мультипликационных.
Это значит, что симпатичный рисованный авиатор скоро прервет свой полет над рынком емкостью в 500 млн. долларов. С тяжелым сердцем шли на субботнее заседание иные из депутатов. Не все были готовы беспощадно ограничить рекламу всенародно любимого напитка. "Может, пиво и его реклама способны заменить национальную идею, а в условиях безысходности. стать рупором оппозиции", - поделился своими соображениями с корреспондентом "НИ" один из депутатов фракции "Родина". Однако его сомнения испарились, когда началось голосование по законопроекту. Парламентарии подавляющим большинством. голосов (432 из 450) приняли поправки в закон "О рекламе" во втором чтении. Теперь увидеть рекламу пива по ТВН можно будет либо до 7 утра, либо после 22 часов.
"К тому, что законодатели пропишут в поправках конкретные временные рамки, когда можно рекламировать пиво, а когда нельзя, мы готовы", - еще накануне сообщили "Новым Известиям" в пресс-службе Союза российских пивоваров. Эта организация за два дня до рассмотрения законодательных новаций подписала соглашение о социальном партнерстве с Ассоциацией коммуникационных агентств России. Участники соглашения договорились о самоограничениях в области производства и распространения рекламы пива.
Тем самым пивовары, видимо, старались продемонстрировать свою предельную покладистость. "В соглашении закреплено, что в рекламном послании не допускается непосредственное обращение к лицам моложе 18 лет и установление прямой зависимости между потреблением пива и повышением социального статуса человека, а также уровнем его физического или умственного развития", - заявил "НИ" глава союза Алексей Кочетов. Но такими "белыми и пушистыми", подчеркнуто готовыми на компромисс, пивовары стали, конечно, не от хорошей жизни.
Осознав, что за них взялись всерьез, господа производители задействовали все свои лоббистские и пиар-ресурсы, пытаясь не допустить прохождения наиболее крутой версии законопроекта. Одним из способов воздействия на сознание народных избранников и стала демонстрация высокой гражданской сознательности - отказ от прямого обращения в рекламе к совсем молодой - аудитории. Однако парламентарии не поверили в способность производителей самоограничиваться и рубанули сплеча. "Специалисты" по пиву из рабочей группы под руководством заместителя председателя Госдумы Любови Слиски решили, что ограничения следует отнести не только к пиву, но и к другим напиткам "с содержанием этилового спирта 0,5 и более процента объема готовой продукции". А поскольку указанным пропорциям соответствуют не только все разновидности пива, но и квас, кефир и кумыс, то законопроект нанесет серьезный удар по всем компаниям, выпускающим эти продукты. Однако самый впечатляющий сюрприз ожидал производителей пива напоследок. Под занавес пленарки депутаты решили заняться "брендингом" - наукой о торговых марках. В одной из поправок в закон они запретили использовать в целях рекламы "людей и животных, а также их образы". То есть с экранов исчезнут даже мультипликационные персонажи. Таким образом, - к врагам российского потребителя автоматически причисляется длинный ряд эпических персонажей, официально зарегистрированных _ как торговые знаки. Это былинные "Три богатыря", "Белый медведь", "Три медведя", а также полюбившиеся зрителю авиатор Иван Таранов и помещик Козявкин с супругой.
Компании-правообладатели этих марок, как объяснили думские юристы, вынуждены будут убрать прежнюю символику, иначе они могут лишиться лицензий на производство. "Замена прежнего бренда на новый чревата серьезными финансовыми затратами", - объяснил "НИ" председатель Столичной коллегии адвокатов Георгий Зубовский. По его словам, в выигрышном положении окажутся те компании, которые изначально не регистрировали название той или иной марки пива как товарный знак. Однако потери понесут и те компании, которые не были замечены в эксплуатации людей и животных в рекламных целях. A так, пивоваренная компания "Балтика", которой не придется изымать пивные образы из рекламы, столкнется с другой проблемой.
Ее заставят отказаться от своего футбольного "Кубка "Балтики". Согласно новым поправкам, пиво запрещено рекламировать спортивным и зрелищным организациям. Кроме того, наложено вето на спонсорство пивными компаниями _ спортивных соревнований любого уровня. "Принятие законопроекта может поставить под сомнение возможность продолжения трансляций соревнований, спонсором которых выступают известные пивоваренные компании", - заявил "НИ" директор по маркетингу пивоваренной компании "Балтика" Андрей Рукавишников.
Некоторые депутаты до того ополчились на пенный напиток, что даже предложили самим парламентариям подать народу благой пример и отказаться от его употребления. Так за запрещение продажи пива в буфетах Госдумы высказалась член Комитета по труду и социальной политике Фарида Гайнуллина. Однако коллеги вряд ли поддержат этот пламенный призыв, поскольку многие депутаты после жарких дебатов любят охладиться пивком.