Наружную рекламу подчистят сами рекламисты
- 30 апреля 2004 года 07:01
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Наружная реклама самая недисциплинированная на рынке. Уследить за всеми щитами невозможно, чем и пользуются рекламисты, размещая на улицах городов в лучшем случае провокационную, в худшем - запрещенную рекламу. Наводить порядок на своем поле рекламисты решили сами.
На прошедшей в С.-Петербурге первой международной конференции "Наружная реклама больших городов", на которую собрались руководители всех крупнейших рекламных сообществ и компаний России, было принято обращение в правительство, Госдуму и Совет федерации, в котором рекламисты заявили, что готовы "взять на себя ответственность за регулирование этических вопросов" в наружной рекламе.
Бизнесмены предлагают государству перестать вмешиваться в решение вопроса "плохая-хорошая реклама" и отдать это право на откуп самих рекламистов.Они сосали пыль законноНа конференции неожиданно выяснилось, что проблемы этики в рекламе обеспокоили самих рекламистов. Все чаще появляются беспардонные рекламные изображения и слоганы, однако ни существующие законы, ни общественные активисты, по мнению ooh-операторов, не могут адекватно справиться с этой проблемой.
Скандал с рекламой пылесосов LG, вызванный слоганом "Сосу пыль за копейки" (где слово "пыль" практически не читается, сливаясь с фоном), прокатившийся недавно по многим регионам России, по мнению рекламистов, - наиболее наглядный пример бессилия государства в регулировании этических вопросов в наружной рекламе. - Когда клиент попросил нас разместить рекламу "Сосу пыль за копейки", мы обратились в комитет рекламы Москвы с просьбой разрешить или запретить ее размещение.
В комитете тянули неделю, ни "да" ни "нет" так и не сказали. Нам пришлось выполнить заказ, потому что клиент настаивал, - говорит генеральный директор компании NEWS OUTDOOR, размещавшей скандальную рекламу в Москве, Сергей Железняк, являющийся также президентом Национальной ассоциации наружной рекламы и информации (НАНРИ).
- Начались обращения возмущенных граждан, пошли скандалы. Мы опять обратились в комитет с просьбой дать предписание, чтоб мы сняли рекламу. Но такого предписания нам не дали.
По этой рекламе есть только положительные заключения - в нескольких областях России она была признана местными отделениями МАП законной. Но мы сняли ее сами - расторгли контракт, возвратили деньги клиенту. По словам президента НАНРИ, сегодня в России нет органа, который бы мог еще до выхода сомнительной рекламы "в свет" дать заключение о ее этичности или неэтичности.
Федеральная антимонопольная служба, к которой перешли функции МАПа, может вынести свой вердикт только после того, как реклама появится на щитах. "Получается, что сначала нам нужно нарушить, чтоб потом нам сказали, что это нарушение! - недоумевает президент НАНРИ. - Поэтому мы хотим решать вопросы - и прежде всего вопросы этики в рекламе - сами".
А государству в столь деликатные вопросы рекламисты предлагают вообще не вмешиваться. "Эффективнее будет, если этим будет заниматься само рекламное сообщество через саморегулируемые организации. Просто все договариваются, что доверяют некой экспертной группе", - рисует перспективу президент НАНРИ Железняк.
"Государство обязано участвовать в регулировании вопросов рекламной этики, но должна быть и ответственность бизнеса", - не согласен с ним Главный художник Петербурга Иван Уралов. По его мнению, именно этические проблемы лежат сегодня в основе конфликта рекламы и общества.
Рекламное изобилие, пошлость, вульгарность рекламы беспокоят сегодня большинство россиян. Согласно маркетинговому исследованию, проведенному в России в апреле этого года www.voxru.net, против этических критериев и каких-либо запретов в рекламе выступают лишь 6% россиян. 47% полагают, что нужно запретить рекламу алкоголя и табака, и еще около трети придерживаются достаточно жесткой позиции, считая, что государство вправе запрещать рекламу любых товаров. 23% уверены, что любой разрешенный товар имеет право на полноценную рекламу.
Кроме нравственных проблем в рекламе, россияне страдают и от ее избытка. Сегодня Россия занимает первое место в мире по доле расходов на наружную рекламу. В нашей стране на долю "наружки" приходится более 20% общего объема рекламных расходов, для сравнения, в США - 4%. В настоящее время в российских городах и весях установлено более 135 тыс. рекламоносителей - щитов, тумб и прочего, причем более трети из них приходится на Москву и около 10% на Петербург.
Однако жители глубинки страдают от засилья рекламы ничуть не меньше обитателей столиц. По данным компании "ЭСПАР-Аналитик", сегодня первое место в России по количеству рекламной площади на душу населения (почти 70 квадратных метров на тысячу жителей) занимает Ставрополь. Этот южный городок потеснил на второе место Москву, на третье - Красноярск. Петербург занимает в списке почетное место где-то в третьей десятке городов.
В этом, кстати, есть прямая заслуга питерского губернатора Валентины Матвиенко, которая своим решением однажды просто приказала очистить центральную улицу города - Невский проспект - от всех рекламных перетяжек.
По мнению гендиректора компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрея Березкина, стремительный рост наружной рекламы в России обусловлен в основном транспортными проблемами - в виде дорожных пробок, а также удивительной лояльностью властей и граждан к рекламе.
"При таком изобилии рекламных щитов можно было бы ожидать более резкой реакции населения", - говорит
он.В обращении к председателю правительства Михаилу Фрадкову, председателю Совета федерации Сергею Миронову
и председателю Госдумы Борису Грызлову представители ooh-бизнеса заявили, что готовы "взять на себя ответственность
за регулирование этических вопросов" в наружной рекламе, и предложили властям "определить полномочия органов
саморегулирования
в сфере наружной рекламы, установив степень их ответственности за процессы, происходящие в отрасли".