Российский DIY будут развивать международные ритейлеры
- 27 октября 2009 года 01:45
- Категория: Новости
- Тематика: Аналитика
- Комментарии: 0
Аналитики информационного агентства INFOLine отмечают значительное снижение показателей сетевой розничной торговли DIY (гипермаркетов do-it-yourself, или «сделай сам») и товаров для дома. В сложных экономических условиях российские сетевые операторы DIY оптимизируют бизнес-процессы, региональную экспансию продолжают только крупные международные ритейлеры.
По данным исследования «Торговые сети DIY России», подготовленного INFOLine, по итогам 2008 года розничный рынок DIY в России оценивается в 465,6 млрд. руб. (или 22,9 млрд. долл.) и составляет 2-3,5% в структуре розничного товарооборота или 4-7% в структуре розничного товарооборота непродовольственных товаров. Лидером по доле сетевой розничной торговли в сегменте DIY в России является Санкт-Петербург. Здесь на десять тысяч жителей приходится 1104 кв.м. сетевых магазинов DIY. Для сравнения - на десять тысяч англичан таких магазинов приходится в два раза больше.
В отличие от сравнительно высоких показателей эффективности сетей в Москве и Санкт-Петербурге, многие региональные торговые объекты крупнейших игроков DIY убыточны. В условиях кризиса игроки рынка DIY, например «Домовой», «Хоум центр», «Максидом», были вынуждены оптимизировать бизнес-процессы, в том числе за счет закрытия нерентабельных торговых объектов и приостановки региональной экспансии. Многие сети DIY стремятся скорее не к расширению, а к сохранению бизнеса путем оптимизации затрат и повышения эффективности.
При этом, по мнению экспертов, положение международных сетей в России более стабильно по сравнению с отечественными игроками, поскольку у иностранных компаний сохранился доступ к источникам финансирования. Так, тройку лидеров в рейтинге сетей DIY по величине выручки в 2008 году занимают международные компании: Ikea, Obi и Leroy merlin.
Региональную экспансию также продолжают только крупные международные ритейлеры. В первом полугодии 2009 года были открыты гипермаркеты Leroy merlin в Краснодаре и Ростове-на-Дону, «К-Раута» в Ярославле, Castorama в Тольятти, Obi в Омске. Кроме того, на месте закрытых гипермаркетов «Максидом» (Ростов-на-Дону) и «Хоум центр» (Краснодар) уже до конца года могут открыться гипермаркеты Castorama.
Специалисты INFOLine предполагают, что сокращение выручки сетей DIY продолжится из-за падения объемов нового строительства, уменьшения доходов населения и закрытия нерентабельных торговых объектов. Также в условиях падения выручки можно ожидать даже банкротства ряда сетей. При этом наиболее сильно пострадает сегмент товаров для дома, как наименее востребованный потребителями в условиях экономического кризиса. На данный момент относительно устойчивые позиции, по мнению экспертов, в данном сегменте занимает только сеть Ikea.