Россияне стали рациональнее
- 13 мая 2009 года 20:34
- Категория: Новости
- Тематика: Аналитика
- Комментарии: 0
Для многих семей экономический кризис стал временем возвращения от новомодных продуктов к более традиционным. Россияне стали более рационально подходить к вопросу приобретения продуктов питания и переключаться на более дешевые марки.
Типичным примером, иллюстрирующим эту тенденцию, является ситуация на рынке макаронных изделий. Здесь отмечено отставание роста трат от роста цен, что является первым признаком массового перехода потребителей на более дешевые марки. Это наглядно подтверждает анализ изменения в объеме потребления продуктов разных брэндов. С сентября 2007 года по февраль текущего года средняя цена одного килограмма макарон, купленных семьями в городах России с населением 500 тысяч человек и более, выросла на 48% и достигла 51 рубля 60 копеек. Однако средние затраты на макароны одним домохозяйством в месяц выросли всего на 35%. При этом ни средний объем покупки в месяц (1,2-1,4 кг в зависимости от сезона), ни ее частота (около 1,5-1,6 раз в месяц) за этот же период не изменились.
Дорогие марки макарон, такие как Maltagliati и Pasta Zara постоянно теряли покупателей, а с сентября 2008-го по февраль текущего года число домохозяйств, покупавших эти дорогие макаронные марки, сократилось в среднем на 15-25%. Интересно, что спрос в среднем ценовом сегменте, представленном марками «Макфа», Granmulino, «Щебекинские» и «Экстра М» также сократился в феврале этого года примерно на 20%-25% в сравнении с февралем 2008 года.
При этом более дешевые марки с розничной ценой от 23 до 43 рублей в феврале, наоборот, массово укрепляли свои позиции. Типичный пример - макароны компании «Америя»: число домохозяйств, которые отдали им предпочтение, с сентября 2008 года по февраль 2009 года выросло на 26%. Интересно, что успех этой марки во многом связан с тем, что в отличие от марок-конкурентов цена на нее с сентября 2008 года по февраль вообще не выросла.
Еще одна тенденция - возвращение на стол россиян таких продуктов, как кефир, майонез, творог. Наряду с этим питьевые йогурты, пиво, сок и кофе, которые в постсоветское время буквально вытеснили традиционные продукты питания, в кризисный период пользуются среди россиян меньшим спросом. Так, для питьевых йогуртов сокращение, по сравнению с осенним периодом, составило 15-20% домохозяйств, для пива - 9-12%, для соков - 15-16%, для кофе - 2-4%.
Любопытно, что число домохозяйств, покупающих бренди и коньяк, остается стабильным, в то время как средний месячный объем покупки на одно домохозяйство в январе этого года снизился почти до 0,5 литра вместо прошлогодних 0,75 литра. Так что и эта, еще советская традиция, остается неизменной, а экономия осуществляется за счет сокращения физического объема потребления - еще одного из основных способов снижения затрат на продукты питания в условиях кризиса.