Рост цен на прессу в новом году
- 14 января 2009 года 16:50
- Категория: Новости
- Тематика: Аналитика
- Комментарии: 0
В первые дни нового года был зафиксирован рост цен на печатную продукцию практически на всей территории России. Диапазон повышения цен на газеты и журналы составляет от 5% до 140%. Кроме роста цен наблюдается сокращение объемов и полосности периодических изданий.
По имеющейся информации, издатели были вынуждены значительно увеличить отпускные цены на свою продукцию, в их числе Smoke – рост издательской цены на 144%, «Работа и зарплата» – 66%, «Недвижимость и цены» – 41,5%, «Свой бизнес» – 32%, Tatler – 31%, «7 Дней» – 30%, Time out – 27%, «Теленеделя» – 25%, «Коммерсантъ Daily» – 22%, «Автопанорама» – 21%, «Секрет фирмы» – 14,8%, «Деньги» – 14,5%, «Московский комсомолец» – 11,4%, Quattroroute – 11%, «Компьютера» – 9,9%, Grazia – 9,5%, «Финанс» – 7% и так далее.
В Санкт-Петербурге издатели увеличили цены на свою продукцию в меньшем объеме – 5–30%. В Мурманской области отмечен рост цен до 40%. Соответственно, возросли и розничные цены в сетях ритейла. Наценки у распространителей, призванные покрывать издержки на весь комплекс работ по организации торгового процесса, пропорционально возросли.
В сетях московских супермаркетов средняя наценка составляет 80–120%. Все это привело к тому, что выросли конечные розничные цены на печатную продукцию, и это стало январским сюрпризом для потребителей.
Причин у данного явления несколько. Прежде всего, надо отметить падение рекламных доходов у издателей. До кризиса издательские дома в значительной степени покрывали свои затраты за счет рекламы. В среднем доходность ведущих изданий складывается из поступлений: 70% – реклама, 30% – продажи. Благодаря этому отпускные цены на издание могли быть ниже себестоимости. В условиях кризиса, роста инфляции и резкого падения рекламных доходов издатель вынужден зарабатывать на продажах. Отсюда рост цен.
В тяжелом положении оказались и распространители. Отмена с нового года ЕНВД, рост тарифов на электроэнергию, транспорт, инфляция, кризис в банковской сфере и так далее отрицательно сказались на деятельности распространительских структур, привели к падению рентабельности, закрытию части киосков.
С нового года проезд в московском метрополитене составил 22 рубля. Следуя логике советских времен, массовые печатные издания, как утверждают эксперты, не могут иметь розничную цену ниже этой стоимости. Да и в советские годы ниже стоимости проезда на метро стоили только газеты, финансируемые ЦК КПСС.
Рост цен на прессу в России вписывается в общемировой тренд. Так, в США в ноябре прошлого года цены на печатную продукцию выросли в среднем на 13%, а на глянцевые телегиды, к примеру, с 1 до 3 долларов в розницу.
«Ассоциация распространителей печатной продукции» с октября 2008 года неоднократно заявляла о возможности роста цен на печатную продукцию с нового года и неизбежном закрытии ряда газет и журналов, а также сокращения сетей распространения прессы, и предлагала ряд мер по предотвращению негативных явлений в медиаотрасли. В их числе предлагалось ввести мораторий на отмену ЕНВД, смягчить налоговое бремя на отрасль, облегчить прямое кредитование, расширить ассортимент киосковых сетей за счет товаров народного потребления. К сожалению, эти предложения не были осуществлены.
Реализация инициатив «Ассоциации распространителей печатной продукции» в наступившем году могла бы улучшить ситуацию распространения прессы, остановить рост розничных цен, облегчить доступ населения к печатному слову.