В новый год ˗ с надеждой
- 29 декабря 2016 года 15:09
- Категория: Статьи
- Тематика: Аналитика
- Комментарии: 0
Более половины (52%) жителей планеты надеются, что новый год будет лучше предыдущего. Пессимистично настроены 15% респондентов во всем мире. Таким образом, глобальный индекс оптимизма на 2017 год оказался равен 37 п.п. А вот россияне частично растеряли свой оптимизм по сравнению с прошлым годом. Теперь только треть (33%) наших сограждан, в отличие от половины в прошлом году, смотрят в будущее с надеждой на лучшее. Российский индекс оптимизма на наступающий год составил 14 п.п. против 32 п.п. годом ранее.
Традиционно повышенный оптимизм демонстрируют развивающиеся страны, и БРИК лидирует в этом вопросе. Пессимизм же по-прежнему гуляет по Европе, все глубже засасывая в пучину уныния Италию и Грецию. Таковы результаты глобального опроса, проведенного ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в 66 странах мира, в том числе в России, Украине и странах СНГ, где эксклюзивным представителем сети является исследовательский холдинг Ромир.
Международная ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN уже в 40-й раз провела ежегодный глобальный опрос жителей планеты в рамках проекта "Конец года" (End of the Year), подведя итоги уходящего года и выяснив планы и ожидания землян в году наступающем. В конце 2016 года на вопросы исследователей ответили более 66,5 тысяч человек в 66 странах мира, чьи высказывания фактически репрезентируют мировое общественное мнение.
Традиционно один из вопросов проекта "Конец года" касается надежд на год наступающий: "Как вы считаете, новый 2017 год будет лучше, хуже или таким же, как уходящий 2016?". В целом по мировой выборке оптимистов оказалось более половины - 52% землян надеются, что наступающий год будет лучше предыдущего. Пессимистично настроены в среднем 15% жителей планеты. А не ждут каких-либо глобальных изменений, т.е. нейтральный ответ дали 27% респондентов при 6% затруднившихся ответить на вопрос.
Таким образом, индекс оптимизма на 2017 год, который рассчитывается путем вычитания отрицательных ответов из положительных, составил 37 п.п. В предыдущие два года, напомним, мировой индекс оптимизма составлял 38 п.п. (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Индекс оптимизма в России и в мире (п.п.). Прогнозы россиян на наступающий год (%)
В России ситуации с оптимизмом претерпела за год некоторые изменения. Так, если года назад более половины (54%) наших соотечественников надеялись, что 2016 году будет лучше 2015, то в конце текущего года оптимистично настроены уже всего треть респондентов (33%). Правда, и число пессимистов продолжает снижаться уже который год подряд. Если в конце 2013 года более трети (35%) россиян не верили в лучшее в наступавшем 2014 году, то при нынешнем опросе представляют будущее в мрачном свете менее пятой части опрошенных (19%).
Таким образом, индекс оптимизма на наступающий 2017 год в России составил 14 п.п., изрядно похудев по сравнению с прошлым годом, когда его показатель равнялся 32 п.п., подскочив с 4 п.п. 2015 года (см. Диаграмму 1).
Такие результаты не удивительны и подтверждаются другим декабрьским опросом о главных событиях года. Напомним, что более чем для 40% россиян уходящий год ассоциируется в первую очередь с кризисом, тяжелой экономической ситуацией. А годом ранее о кризисе говорил лишь каждый десятый (9%) опрошенный. Вероятно, проблема растущих цен и падающих доходов подорвала и общий оптимизм россиян. Однако надежда не пропала бесследно.
Карта 1. Карта корреляции уровня оптимизма и размера ВВП на душу населения
В отличие от развитых и богатых стран Европы и Северной Америки развивающий БРИК и G-20 выглядят куда более оптимистично. Так, средний индекс оптимизма на наступающий 2017 год в странах Евросоюза составил 0 п.п., что демонстрирует наличие равных долей оптимистов и пессимистов. В основном картину портят минусовые показатели во Франции (-2 п.п.), Австрии (-3 п.п.), Бельгии (-5 п.п.), Греции (-30 п.п.) и Италии (-42 п.п.). Последние, отметим, погрузились еще глубже в пучину пессимизма по сравнению с прошлым годом.
В странах Большой Семерки (G-7) дела обстоят не намного лучше - индекс оптимизма составляет 4 п.п. А в Северной Америке доля оптимистов превосходит число пессимистов всего на 11 пунктов. В G-20 из-за смешения очень разных стран с очень разным отношением к жизни общий индекс оптимизма получил значение в 38 п.п., то есть практически среднемировое. Искрящийся оптимизм стран БРИК, в частности Индии (55 п.п.), Китая (56 п.п.) и Бразилии (51 п.п.), в составе Большой двадцатки немного притушили минусовые показатели Мексики (-29 п.п.), Кореи (-31 п.п.) и Италии (-42 п.п.). Таким образом, мы опять наблюдаем оптимизм развивающихся стран и пессимизм богатых (см. Карту 1).
Вице-президент Gallup International/WIN и президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет результаты опроса следующим образом: "Оптимизм развивающихся стран и пессимизм богатых мы наблюдаем уже не первый год. И в этом новости нет. Тревожат наши соотечественники. К сожалению, 2016 год не оправдал надежд почти пятой части населения, поэтому ряды оптимистов поредели. В прошлом году россияне еще не в полной мере прочувствовали кризис. Была надежда на скорый выход из сложной экономической и внешнеполитической ситуации. Однако обстановка в течение года усугубилась, что и надломило надежды многих оптимистов. Однако, не смотря на сложные времена, число пессимистов тоже сокращается. Это говорит о том, что россияне верят, что хуже уже точно не будет. Новый год всегда несет надежду на перемены к лучшему".
Gallup International/WIN - крупнейшая и самая известная ассоциация независимых исследовательских агентств, объединяющая 80 компаний и проводящая независимые опросы в почти 100 странах мира. В разные периоды Gallup International/WIN проводил соцопросы и exit poll на президентских и парламентских выборах во многих странах мира. В течение многих лет Gallup International/WIN проводит опросы в рамках международных проектов "Глас народа", "Барометр надежд и отчаяния", "Конец года" и др.
Ромир - крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Читайте также: