Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Великий Пост сократил расходы

В апреле текущего года повседневные расходы россиян сократились на -1,2%, что с учетом официальной инфляции в 0,4% за месяц дает почти полуторапроцентное падение. Однако в разрезе года расходы россиян увеличились на 13,8%, что почти вдвое опережает уровень накопленной за период инфляции в 7,3%. Сокращение расходов россиян в апреле, возможно, объясняется продолжавшимся весь месяц Великим Постом.

Нельзя утверждать, что большинство потребителей соблюдали Пост, но, видимо, некоторые ограничения в рацион были введены, что сказалось на покупках. В частности, доля расходов на продуктовые категории продолжает снижаться. Одновременно продолжается тенденция по интенсивному посещению покупателями торговых точек в поисках лучших товарных и ценовых предложений. Это сказывается на величине среднего чека, которые уже третий месяц подряд остается на уровне четырехлетней давности. В апреле стратегия интенсивного шопинга привела покупателей к экономии.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Scan Panel, в апреле текущего года расходы россиян на товары повседневного спроса сократились на -1,2% относительно марта, что с учетом инфляции в 0,4%, рассчитанной Росстатом, дает сокращение ежедневных трат более чем на полтора процента.

Относительно апреля прошлого года ситуация выглядит куда более оптимистично. Расходы россиян за год выросли на 13,8%, что почти вдвое опережает уровень годовой инфляции в 7,3%, по данным Росстата.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 - апрель 2016.

ромир исследовательский центр

100% = январь 2012 года

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2016

Таким образом, реальные расходы наших соотечественников, то есть "очищенные" от инфляции, остаются в тренде всех первых месяцев года - они превосходят расходы 2014 и 2015 годов, но по-прежнему уступают объему расходов благополучной первой половины 2013 года.

График 2. Динамика реальных ("очищенных" от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 - апрель 2016.

ромир исследовательский центр

100% = январь 2012 года

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2016

Скромное, но сокращение расходов россиян по итогам апреля, скорее всего, объясняется продолжавшимся весь месяц Великим Постом. Вряд ли можно утверждать, что большинство вдруг начали соблюдать Пост, но, возможно, многие семьи ввели продуктовые ограничения в свой рацион.

Тенденция низкого среднего чека сохраняется уже третий месяц, поэтому по-прежнему можно говорить об интенсивном посещении покупателями различных магазинов в поисках привлекательных ценовых и продуктовых предложений. Но в апреле, в отличие от двух предыдущих месяцев, когда средний чек падал, а общие расходы росли, покупателям удалось сэкономить. И экономия состоялась благодаря снижению доли продуктовых категорий в корзине покупателей.

Кстати, это снижение стоимости доли продовольственных товаров в совокупных объемах расходов наблюдается уже в течение всего текущего года. Из месяца в месяц фиксируется снижение на -1% доли продуктовых категорий. Так, если в декабре прошлого года доля затрат на продукты составляла 60% от всех повседневных трат россиян, то к апрелю этот показатель снизился до 52%.

Города

В апреле жители разных типов городов по-разному распоряжались своими расходами. Так, например, жители миллионников увеличили свои расходы на скромные 1,4%. В городах с населением свыше 500 тысяч человек покупатели увеличили расходы на 2,8%. Кстати, расходы в пятисотысячниках растут каждый месяц, начиная с начала текущего года.

А вот в малых городах (100-500 тыс. чел.) расходы сократились на -4,6%. Напомним, что месяцем ранее жители стотысячников, наоборот, показали себя наиболее расточительными. Вероятно, апрель был прожит на сделанных в марте закупках впрок.

При этом в разрезе года жители городов 100-500 тысяч показали наибольший рост расходов, прибавив +17,1%. Немного отстали по наращиванию объемов ежедневных трат жители миллионников +15,4%. А вот в полумиллионниках за год расходы увеличились всего на 5,1%, что не дотягивает даже уровня официальной накопленной за год инфляции.

Потребители в обеих столицах вели себя разнонаправлено. Если в марте москвичи значительно увеличили свои расходы относительно предыдущего месяца, а жители северной столицы, наоборот, демонстрировали жесткую экономию, то в апреле ситуация поменялась в точности до наоборот.

Так, москвичи в апреле свои расходы сохранили на уровне марта, т.е. совсем без изменений. А питерцы после скоромного первого квартала года ударились в бурный шопинг. Их расходы за месяц выросли сразу на 22,3%, достигнув наивысших показателей, которые обычно фиксировались в городе на Неве в декабрьские пики 2015 и 2014 годов.

В сравнении с апрелем прошлого года повседневные расходы жителей северной столицы выросли на треть (+33,3%). А Москва показала рост на 9,4%, что куда скромнее, но все равно превосходит уровень инфляции.

Доходные группы

В апреле наибольший рост расходов показали представители низкодоходной группы (+4,2%). Тогда как среднедоходники, наоборот, свои расходы сократили на -4,4%. Россияне же с высоким доходом прибавили в ежедневных тратах скромные +1,3%.

В разрезе года, уже по традиции, наибольший рост расходов вынужденно демонстрируют низкодоходники +16,8%. Следом за ними с 14% роста выступают высокодоходники. Среднедоходники, которые зачастую показывали очень скромный рост, в апрельском разрезе показали увеличение расходов на 10%.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир - крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Читайте также:


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте