Что тебе подарить, человек мой дорогой?
- 22 октября 2013 года 10:46
- Категория: Статьи
- Тематика: Аналитика
- Комментарии: 0
Получать подарки приятно. Кто бы что ни говорил, но любая безделушка, полученная на работе на Новый год, 8 марта или 23 февраля, всегда лучше, чем полное игнорирование факта праздника со стороны начальства. Для руководства подарок сотрудникам - отнюдь не выкинутые деньги. За них покупается лояльность коллектива. Выяснилось, что практика корпоративного одаривания существует лишь в трети компаний.
Подарки бывают разными
К итогам нашего опроса мы ещё обязательно вернёмся. А пока несколько слов о том, какими бывают корпоративные подарки. Условно их можно разделить на два типа: полезные и бесполезные. И те, и другие, в свою очередь, делятся на банальные и оригинальные.
Бесполезные банальные - это всякие безделушки: статуэтки, ёлочки, фигурки символов года и т. п. К оригинальным можно отнести всяческие наборы типа "кнут и пряник", сувенирные медали, футболки с забавными надписями и т. д. Но, как правило, такие вещи так и не покидают пределы офиса и скапливаются на рабочем столе сотрудников.
С полезными подарками тоже всё очень непросто. Цветы на 8 марта, - конечно, банально, но приятно. Сладкие подарки детям на Новый год - тоже. Хорошие духи - гораздо оригинальнее, но риск "не попасть" с подарком увеличивается в разы. "У нас однажды на 23 февраля и 8 марта всем сотрудникам дарили парфюм: мужчинам одинаковую туалетную воду, женщинам - одинаковые духи", - рассказывает продюсер Алина Райкова. - "Весь офис плевался, даже те, кому понравился запах, говорили, что подарок абсолютно бесполезный: далеко не каждый захочет пользоваться парфюмом, который есть у каждого твоего коллеги".
Есть перечень беспроигрышных подарков - это вещи, которые нужны всегда и много их не бывает. К таким относятся так называемые бизнес-подарки: например, ручки, блокноты с корпоративной символикой. Практически всегда идут "на ура" подарочные сладкие и чайные наборы, а также всевозможные наборы для душа.
Есть отдельный вид подарков - те, что сам себе покупать не станешь, но получить их в качестве презента приятно. Например, сертификаты на какие-то приключения или на фотосессию "всё включено". Как показал наш опрос, именно такого рода презенты сотрудники различных компаний получают чаще всего. 12,1 % наших респондентов выбрали именно этот вариант ответа на вопрос: "Какие корпоративные подарки дарят у вас на работе?". Вариант "Дарят, но лучше бы этого не делали" набрал всего на 0,3 п. п. меньше - 11,8 %. Впрочем, и тех, кто отметил талант дарителя у своего руководства, оказалось ненамного меньше: 9,7 % признались, что им дарят всегда нужные презенты.
В некоторых компаниях считают, что подарки дарить необязательно - достаточно организовать систему скидок и бонусов для сотрудников. "У нас не бывает подарков", - рассказывает менеджер Олег Савосин, - "более того, у нас нет даже корпоративной медицинской страховки. Зато постоянно появляются "специальные предложения для сотрудников" - сертификаты в медцентры и спа-салоны со скидкой, льготные телефонные тарифы и т. д.". Как выяснилось, таких компаний немного: всего 3,8 % наших респондентов выбрали вариант ответа "Вместо подарков - система скидок и бонусов".
За подарками - в Питер
При анализе ответов по регионам обращает на себя внимание одна явная тенденция: в Санкт-Петербурге и Ленинградской области практически вдвое чаще, чем где бы то ни было, дарят приятные вещи из разряда тех, что "сам бы себе не купил" (19,7 % против 10,8 % в Москве и в регионах). Вообще, в городе на Неве практика корпоративных подарков развита гораздо сильнее, чем в остальных регионах страны (42,6 %). Немудрено, что при этом выше и процент тех, кто склонен "смотреть дарёному коню в зубы" (13,1 % против 12,2 % в регионах и 9,8 % в Москве). Реже всего одаривают сотрудников, как ни странно, в столице (28,9 %), даже в регионах процент получающих подарки выше (33,2 %). Вероятно, в Москве руководителям чаще приходится "ужимать расходы: 14,7 % опрошенных признались, что раньше у них в компании существовала практика дарить подарки, а теперь её нет. В Санкт-Петербурге таких набралось 12,3 %, а в регионах - 10,8 %. В столице предпочитают компенсировать такое невнимание к сотрудникам различными корпоративными программами (5,4 % против 3,8 % в провинции и всего 0,8 % в городе на Неве).
Самые практичные руководители живут, похоже, в провинции: 10,2 % наших респондентов из регионов отметили, что им дарят всегда нужные подарки. Впрочем, разница с Москвой и Санкт-Петербургом вполне укладывается в рамки статистической погрешности. А вот тех респондентов, в компаниях которых дарить подарки вообще не принято, уже однозначно больше всего в регионах (39,4 % против 34,8 % в столице и 33,6 % в городе на Неве).
Зауральские контрасты
Если посмотреть на выкладку по федеральным округам, то прежде всего обращают на себя внимание унылые нули в графе "всегда дарят нужные подарки" у Дальневосточного округа. Жители этого региона, похоже, больше других "пострадали" от всевозможных экономических коллизий в стране: сразу 26,1 % опрошенных здесь заявили, что раньше у них подарки дарили, а теперь - нет. Работодатели стараются частично исправить ситуацию за счёт введения системы корпоративных скидок и бонусов: во всяком случае, за этот вариант чаще всего голосовали именно в ДФО (8,7 %).
Ну а нужные подарки, как выяснилось, больше всего дарят на Северном Кавказе (16,7 %).
Интересная ситуация сложилась в Сибири: здесь больше всего респондентов заявили, что подарки им дарят (41,7 %). При этом едва ли не половина из них сетует: "лучше бы не дарили". Как ни странно, самый высокий процент опрошенных, заявивших, что у них в компаниях вообще не принято дарить корпоративные подарки, - на Северном Кавказе (50 %). Ну а в Южном ФО зафиксирован самый низкий процент (33,9 %).
Вообще же, главный итог нашего опроса довольно печальный: почти в половине компаний нет ни подарков, ни системы бонусов и скидок. Главным образом, не радует тенденция: 12 % опрошенных признались, что раньше подарки в компании дарили, а теперь перестали. Ещё 13,2 % с ответом не определились. Впрочем, есть надежда, что это те, у кого подарки на работе всё-таки дарят, но их характеристика не укладывается в рамки сформулированных нами ответов.
Екатерина Сухорученкова,
JOB.RU