Фестивальное движение - опыт партнерства для регионального развития
- 9 марта 2010 года 11:11
- Категория: Статьи
- Тематика: Аналитика
- Комментарии: 0
Партнерства для решения маркетинговых задач и социальных проблем развития регионов стали ведущей темой антикризисных мер 2009 года. Центр рекламных исследований Grand Prix проанализировал одну из форм партнерских программ в регионе - организацию фестивального движения.
Создание и поддержка фестивалей - давно известный инструмент продвижения регионов. Но как организовать фестивальное движение в отдельном городе для развития и региона, и рекламной индустрии, архитектуры и образования, мы рассмотрим на примере одного года работы фестиваля рекламы, дизайна и архитектуры северных городов «Frешь» и пяти простых фактов.
Факт 1.
Фестиваль разрабатывался в рамках типичной ситуации, но с уникальными чертами.
«Идея родилась в начале 2005 года, когда я работал главным художником в администрации Братска, - рассказывает директор фестиваля Николай Самсонов. - У нас состоялась большая встреча архитекторов, художников и рекламистов нашего города. Основной темой стало развитие архитектуры и рекламы в Братске. И тогда стало очевидно, что эффективным решением многих профессиональных вопросов в этой сфере может стать объединение всех специалистов в рамках одного мероприятия. В тот момент мы готовились к празднованию 50-летия города, и большая часть праздничной программы, как это обычно бывает на таких мероприятиях, была посвящена подведению итогов в разных сферах жизнедеятельности города. Формат выставки или собрания не подходил, так как не хватало масштабности и торжественности, и потому выбор пал на фестивальный формат. Фестиваль - это уникальное, в своем роде, событие, которое объединяет в себе и праздник, и деловые встречи, и обучение. Нашу инициативу поддержал мэр Братска Сергей Серебренников, и фестиваль был включен в программу празднования 50-летия города». Таким образом, фестиваль стал площадкой, впервые объединив и интересы рекламистов и архитекторов в развитии городской среды.
Фестиваль приглашает к участию жителей северных городов, городов Союза Заполярья и Крайнего Севера, Сибирского региона и Дальнего Востока, Урала, Центральной России, Северо-Запада, Юга, Поволжья и других территорий, где проживают креаторы, дизайнеры, стратеги, архитекторы, которым есть что представить, с чем победить и что сделать лучше в северных городах и городе-легенде - Братске.
«Исторически так сложилось, что северные города имеют свои характерные отличия: в силу климатических особенностей им присущи сдержанность в цветовом оформлении, ограниченный выбор архитектурных форм, - рассказывает директор и идейный вдохновитель фестиваля «Frешь» Николай Самсонов. - И именно Братск, как центр северных территорий Иркутской области, как город с богатой историей строительства, может и должен стать своеобразной площадкой для обсуждения и воплощения свежих творческих идей молодых архитекторов и дизайнеров».
Достаточно было зарегистрироваться на и выложить работы в электронном виде. Так в 2009 году в конкурсной программе фестиваля «Frешь» было зарегистрировано 259 творческих работ в 16 номинациях. Также впервые в этом году на фестивале было открыто общественное голосование по представленным работам.
Факт 2.
Фестиваль становится круглогодичным местом решения задач развития региона, начиная с программ обучения молодых специалистов.
В 2009 году фестиваль проводился в ноябре, но масштабные городские и областные события начались уже в апреле. Всего в рамках фестиваля за год прошло более 20 акций и проектов - от массовых рекламных флэшмобов и фотокроссов до крупных образовательных курсов и конференций. Первым проектом 2009 года стал креативный образовательный кампус «Grand Prix Приангарья».
Кампус прошел в апреле 2009 года по инициативе администрации Братска и комитета молодёжной политики правительства Иркутской области. Организаторы мероприятия - центр рекламных исследований Grand Prix и дирекция регионального фестиваля «Frешь». В работе над творческим заданием приняло участие более 60 молодых креаторов и дизайнеров Иркутской области и Красноярского края. Участники определили 10 ключевых проблем и подготовили для реализации в Братске и области проекты информационных кампаний с использованием социальной рекламы.
В программу кампуса вошли семинары и практикумы по разработке рекламной кампании, повестке дня региона, выбору региональных социально-значимых тем и разработка сообщения, выбор медиаканалов, использование новых медиа в рекламе и методы оценки эффективности рекламы. Поддержку в проведении кампуса оказали ЗАО «БайкалВестКом», крупнейший оператор сотовой связи Восточной Сибири, и Братская студия телевидения.
По итогам кампуса в Администрации города состоялся круглый стол по теме «Развитие и реализация социальных информационных городских кампаний в городе Братске в 2009-2010 годах». Во встрече приняли участие Татьяна Литвинова, заместитель мэра по социальным вопросам администрации города Братск, и все руководители структурных подразделений администрации, ответственные за реализацию Года молодежи. Позднее, благодаря рекламному агентству «Фабрика рекламы», работа-победитель была размещена в городе.
Факт 3.
Фестиваль стал площадкой для обмена опытом в рекламе и архитектуре между регионами и странами.
Дважды в рамках фестивального движения в Братске за 2009 год прошли показы лучшей рекламы Европы, Америки и Азии. В кинотеатрах города братчанам представили ролики-победители Clio Awards, London International advertising Awards, Busan International Advertising Festival и других фестивалей мира. В то же время фестиваль «Frешь» представил победителей и провел свою презентацию в рамках международного фестиваля рекламы в Бусане (Южная Корея), международной конференции по социальной рекламе в Доме Кино в Москве.
В течение года события фестиваля посетили около 20 специалистов из Москвы, Новосибирска, Иркутска, Красноярска. Их задача - нести в творческую среду все свежее, новое, что есть в рекламе, архитектуре и дизайне, все то, что сейчас называют - инновационным знанием. Среди экспертов и преподаватели вузов, владельцы компаний, руководители производственных рекламных предприятий, креативные директоры и стратеги ведущих агентств и студий.
Так, в ноябре в Братск для работы на фестивале в секции «Реклама» были приглашены генеральный директор центра рекламных исследований Grand Prix Наталья Гладких и креативный директор Grand Prix Владимир Вайнер. О разработке стратегии брэнда участникам конференции рассказала стратег брэндинговой компании Depot WPF (Москва) Юлия Агеева. Михаил Чепов, директор компании Inventis (Москва), рассказал о трендах в веб-технологиях. Директор национального фестиваля рекламы «Идея!» Елена Кардаш представила лучшие социальные проекты фестиваля.
В секции «Архитектура» состоялась встреча братских архитекторов (как студентов, так и профессионалов) с вице-президентом Союза архитекторов России Еленой Григорьевой, председателем правления Иркутской региональной организации Союза архитекторов России Игорем Козаком, ответственным секретарем правления ИРО САР Инной Дружининой, а также председателем комитета по градостроительству администрации Братска Алексеем Бельковым и председателем правления Братской организации Союза Архитекторов России, члена Правления Союза архитекторов России Викторией Астраханцевой. Своими впечатлениями от работы фестиваля поделилась вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева: «Эмоции исключительно положительные. Мне очень понравилась аудитория, это заинтересованные люди, и судя по вопросам, очень профессиональные. Я рада, что календарь сибирских архитектурных мероприятий несколько лет назад пополнился этим фестивалем. И, несмотря на то, что это фестиваль «три в одном»: реклама, архитектура, дизайн, но архитектура здесь есть, и это важно».
Факт 4.
Фестиваль стал «фабрикой мысли» по разработке коммуникационных кампаний.
В рамках образовательной программы фестиваля по заказам ведущих предприятий региона участники стали работать над реальными брифами будущих рекламных кампаний.
В ноябре 2009 года на базе методик и докладов спикеров конференции участникам было предложено разработать проекты рекламно-информационных кампаний по предоставленным брифам генерального партнера фестиваля - крупнейшего оператора сотовой связи Восточной Сибири компания «БайкалВестКом» (с темой продвижения связи нового поколения 3G) и компании «Русал» (с задачей разработки информационной антиалкогольной кампании в Братске).
Перед заказчиками уже через два дня были представлены 14 проектов кампаний. По итогам конференции несколько получили поддержку от клиентов - БайкалВестКом выбрал 3 проекта, которые были объявлены победителями, «Русал» выбрал 4 проекта. Еще 2 работы, кроме тех, что выбрали заказчики, были отмечены членами жюри.
Ведущий специалист отдела маркетинга братского филиала ЗАО Байкалвестком Роман Ковалев, комментируя представленные работы, сказал: «Если бы эти проекты показывались, например, перед московским оператором Skylink, то либо отдел маркетинга, либо пиар-департамент с удовольствием забрали бы эти проекты для реализации, причем не только в Москве, но и на федеральном уровне».
«Фабрика мысли» в рамках фестивального движения работает круглогодично. Уже на фестивале, при подведении итогов конкурсной программы был анонсирован следующий конкурс - логотипов информационной кампании «Русала». На конкурс принимались варианты логотипов, отражающих основные направления будущей информационной кампании: пропаганда здорового образа жизни и отказ от употребления алкоголя. Предполагается использование логотипа в наружной, печатной, телевизионной рекламе и на сувенирной продукции, а также в интернете в рамках информационной кампании.
Информационная кампании будет направлена на все возрастные аудитории города Братска, с упором на молодежь до 35 лет. Автор лучшей предоставленной на конкурс работы получил денежную премию в размере 22000 рублей от ОАО «Русал Братск».
Итоги конкурса подведены в декабре 2009 года - три лучшие работы были названы в администрации города и открыты для обсуждения на сайте фестиваля. Директор по персоналу «Русал Братска» Валитов Рашит Булатович и начальник отдела по развитию персонала Набеева Диана Валерьевна объявили победителя в конкурсе на разработку единого логотипа кампании по антиалкогольной пропаганде.
Факт 5.
Фестиваль как площадка разработки коммуникативной стратегии развития Братска.
По итогам пяти лет фестиваль рекламы, дизайна и архитектуры «Frешь» стал одним из элементов образа города и претендует на большее. По словам Николая Самсонова, «коммуникативная стратегия города - это, по сути, проявление Братска на карте мира. Мир стал глобальным, и если мы все желаем быть полноценными гражданами этого мира - то уже сейчас должны начать работу по созданию коммуникативной стратегии города, целью которой станет развитие положительного имиджа, известности и инвестиционной привлекательности Братска на территории России и за рубежом, в том числе благодаря таким мероприятиям, как наш фестиваль и его проекты-победители. Мне кажется, многим братчанам станет интересно посмотреть, как будет выглядеть город в обновленной архитектуре, в новой городской среде через 3-5-10 лет. А ведь именно такие планы ставят перед собой специалисты - архитекторы и дизайнеры. Фестиваль «Frешь» уникален еще и тем, что объединяет сразу три направления - рекламу, дизайн и архитектуру, и главной целью конкурсной программы является соединение этих трех направлений в создании уникальной комфортной социальной и городской среды».
Юлия Агеева, стратег брэндингового агентства Depot WPF, отвечая на вопрос братчан-журналистов о том, зачем нужно продвигать брэнд города, ответила: «Ключевая цель - это привлечение денег в регион. А все блага, которые можно приобрести, будут в ведении администрации, горожан. Все деньги, которые привлекают, идут на улучшение инфраструктуры города, улучшение архитектурных объектов. Вот почему это и с фестивалем тесно связано. Можно рассматривать вашу территорию как компанию. Правила игры - те же самые, просто меняется содержание коммуникаций.»
По словам Николая Самсонова, «сегодня можно с уверенностью сказать, что фестиваль «Frешь» - это удачный совместный проект власти - администрации Братска, бизнеса - компании «БайкалВестКом» и общественности, стратегическая цель которого - развитие положительного имиджа, известности и инвестиционной привлекательности города Братска и всей Иркутской области на территории России и за рубежом».
Эта стратегия фестивального движения братчан продолжается в каждом событии. На встрече по подведению итогов фестивального года дирекция фестиваля провела розыгрыш поездки в качестве делегата на Всемирный Конгресс Международной рекламной ассоциации, который пройдет в Кремлевском Дворце съездов в Москве в мае 2010 года. Розыгрыш прошел среди участников команды-победительницы по разработке информационной кампании на антиалкогольную тему от Русала, - команды студентов БФ ИГУ.
В 2010 году дирекция фестиваля готовит новые форматы и решения для развития образовательной, рекламной и архитектурной индустрий, продвижения своего региона и обмена опытом со всеми заинтересованными сторонами.
За региональной активностью следил
креативный директор Центра рекламных исследований Grand Prix
Владимир Вайнер
Благодарности за поддержку в проведении фестиваля:
Администрация города: Сергей Васильевич Серебренников, Татьяна Ивановна Литвинова, Вячеслав Робертович Шнейдер, Любовь Ивановна Попова, Алексей Олегович Бельков, Александр Алексеевич Студенников. Компания «Байкалвестком» и Виктор Владимирович Мошкин - директор Братского филиала. А также ведущие СМИ города - ТРК «Братск», ТРК «БСТ», радио «Голос Ангары», газеты «Братский лесохимик», «Свободные новости» и «Знамя»; рекламные агентства «Пчела», «Апельсин», «Фабрика рекламы». Отдельная благодарность «Братскому троллейбусному управлению».
« »